Тило Вольфф: "Все, каждая мысль, за которую мы хватаемся, движима нашими надеждами"

Тило Вольфф: "Все, каждая мысль, за которую мы хватаемся, движима нашими надеждами"25 лет группе Lacrimosa. То, что началось со страха ("Angst"), привело к одиночеству ("Einsamkeit"), погрязло в тоске ("Sehnsucht") и вылилось в революцию ("Revolution") - из этого может родиться только надежда ("Hoffnung"). И есть на что надеяться в новом детище Lacrimosa, которая к юбилею особенно постаралась. Куда нас в этот раз заведет музыкальное путешествие? И где оно началось? Какие постеры тогда висели на стене? Немецкий музыкальный журнал Orkus хотел получить ответы на эти вопросы и связался с Тило Вольффом.

Для записи нового альбома Lacrimosa "Hoffnung" ты привел в студию оркестр из 60 человек - это ваше самое крупное и требовательное произведение до сих пор, не так ли?

Для 25-летнего юбилея это был минимум. Многие группы записывают к юбилею сборники лучших песен и обделяют тем самым настоящих фанатов, которые годами собирали диски, и награждают тех, кто до этого не особо был знаком с группой, и ориентируется в ней вслепую. Сборник лучших песен - это как поездка от турфирмы - некогда думать, надо просто идти за гидом. Я же хочу в эту дату отблагодарить публику новым альбомом, отсюда такие вложения.

На "Hoffnung" мы снова сталкиваемся с этой конструкцией из вводной и заключающей песни, каждая из которых очень длинная. Почему у вас она так часто встречается?

Прослушивание музыки подобно путешествию. Ты позволяешь увести себя. По крайней мере, в моем понимании. Можно также сравнить это с фильмом. У кинофильма есть вступление, в котором зрителя знакомят с миром, в котором затем произойдет история. Зрителя берут и мягко уводят в другой мир. На это нужно время. И, поскольку мы все более привыкаем не находить времени, такой намеренно длинный вход в альбом является внятным объявлением: "Оставь все, успокойся, расслабься, отключись". Кто не хочет или не может - руки прочь!

Тило Вольфф: "Все, каждая мысль, за которую мы хватаемся, движима нашими надеждами"Все альбомы Lacrimosa были озаглавлены одним словом. Почему и в этот раз одно - "Надежда" ("Hoffnung")?

Слово "надежда" скрывает в себе больше, чем можно мгновенно предположить. В нашей языковой практике надежда - это нечто позитивное, и при этом - нечто практически фантастическое, нереальное. Но в действительности человек и дня не может прожить без надежды. Надежды, что пища, которую мы принимаем, поддержит нашу жизнь, надежды, что наше рабочее место сохранится, надежда, что партнер и завтра будет нас любить... все, каждая мысль, за которую мы хватаемся, движима нашими надеждами. В свою очередь, с надеждой соседствует своего рода страх или отчаяние, потому что надежда - это не точное знание, надежда часто также безумна и приводит к заблуждению. Надежда - это жизненное пространство, которое мы себе создаем. Чем мы его заполняем, и куда мы его направляем - индивидуально. Так, надежда может стать мученичеством длинною в жизнь, ежедневным адом, но может стать и раем на земле.

По содержанию "Hoffnung" это логическое продолжение прошлого альбома "Revolution"?

В известной мере. После революции, переворота, появляется надежда построить на руинах нечто новое, и, возможно, лучшее. До этого был альбом "Sehnsucht" (тоска, стремление). Без тоски не бывает видения будущего, стремления к переменам. Таким образом, тоска приводит к революции, за которой следует надежда.

Что дает тебе надежду, особенно в плохие времена?

Моя вера. И не только в плохие, но и в хорошие времена. При этом это больше, чем надежда. Вера для меня - это уверенность. И внутри этой уверенности я надеюсь - чтобы лишний раз побеспокоить "надежду" - что мои усилия обернутся добром и будут благословенны для меня и моих близких.

А что заставляет тебя отчаиваться?

Эгоизм многих людей, который проявляется, в том числе, в том, что люди сопротивляются любому расширению горизонта, которое не ставит во главу угла личную ограниченность.

В песне "Unterwelt" ты выражаешь свое недовольство определенной личностью или группой лиц. К кому ты обращаешься?

В первую очередь текст относится к конкретной личности - как было и с "Feuer", и с "Copycat". Но помимо этого также и к людям, которые не знают границ, и не понимают, куда можно заходить в своем поведении, а куда уже нельзя. Снова эгоизм - эти люди видят лишь себя и свои личные нужды. Все остальное они упускают из виду.

Тило Вольфф: "Все, каждая мысль, за которую мы хватаемся, движима нашими надеждами"На обложке нового альбома Арлекин крупным планом. И взгляд его нейтрален, или задумчив, но никак не озарен надеждой. Что ты хочешь нам сказать этим?

Это возвращает нас к вопросу: что есть надежда? Правда ли у него нет надежды во взгляде? Смотрит он, быть может, печально, отчаянно, задумчиво или что-то читается в его глазах? Вообще, ты права, говоря, что его взгляд нейтрален, потому что настоящее выражение его взгляда зависит от того, что мы хотим в нем видеть, как мы его интерпретируем. Когда я слушаю альбом, и играет песня типа "Mondfeuer", его взгляд подспудно кажется мне печальным, как если бы он хотел мне показать, что его надежда умерла. Если я слушаю "Keine Schatten mehr", в его взгляде появляется блеск, я вижу, как в нем зарождается надежда.

У него есть имя?

Нет, и этим он мне близок.

Теперь мы отвлечемся и сделаем обзор последних 25 лет. Был ли тот волшебный момент, в который, если бы ты повел себя иначе, группы Lacrimosa сегодня бы не было? Эдакий эффект бабочки?

Да, был. Кто знает, может быть, поступи я иначе, Lacrimosa ждала бы меня где-то еще - быть может, это мое предназначение, - но летом 1990 года случилось событие, которое прямо привело меня в объятия музыки. Это было скорее незначительное событие, но мой путь стал мне вдруг ясен. Потому - возможно, я бы не смог избежать музыки...

Поскольку вышло так хорошо, расскажи, как ты впервые увидел Анне Нурми, как вы познакомились, и как одно привело к другому...

Я искал певицу - на первых альбомах я экспериментировал с разными вокалистками - и когда мы в 1993 гастролировали с Two Witches, мы заметили, как хорошо наши голоса друг другу подходят. Если послушать, например, "Kaleidoskop" на новом альбоме, мы в конце поем один пассаж в унисон, и невозможно найти разницу между нашими голосами. Это даже приводит к курьезам: в одной из рецензий на "Revolution" ругают мой искусственно женский голос, но эту песню поет Анне!

А помимо таких "повседневных" пиков, каковы ключевые моменты твоей карьеры?

Естественно, новый альбом "Hoffnung". Этот проект превзошел все, что мы делали раньше, по интенсивности и самоотдаче - я не думал, что такое вообще возможно - и это время всегда будет для меня особым воспоминанием. Другие ключевые моменты - только что пережитые юбилейные концерты в Германии, мировое турне. Например, представать перед публикой в Китае, которая подпевает немецким текстам - это практически уникальное переживание. И я очень рад оценкам, которые называют Lacrimosa в числе групп, заставивших готическую сцену в начале 90-х зажить новой жизнью, и международные оценки нас, как сооснователей жанров готик и симфо-метал.

Тило Вольфф: "Все, каждая мысль, за которую мы хватаемся, движима нашими надеждами"Были ли решения, о которых ты позднее сожалел?

Разумеется. Мы ежедневно принимаем бесконечное число решений, и когда у тебя, как у меня, нет никаких менеджеров, никакой внешней фирмы звукозаписи, которые решают вместе с тобой, приходится принимать решения в одиночку, и время от времени случаются ошибки. Одна из них, возможно, что я не работаю под псевдонимом. Я не тот человек, который любит быть в центре внимания - поэтому прошло 3 года с момента основания Lacrimosa, прежде чем я впервые вышел на сцену, - только теперь я не могу уйти с этой позиции. Глупо...

Отлично, первый выход на сцену. Расскажи где это было, сколько народу пришло, и о чем ты думал перед выходом.

Это было в 1993 году в Лейпциге. Зал был на удивление полным. Я думал, я умру до того, как окажусь на сцене. На "The Live History" есть запись с этого концерта. Я его никогда не забуду.

Ты еще помнишь, когда ты написал свою первую песню?

Да. Это была "Seele in Not", я тогда еще жил с родителями и сочинял ее на их пианино.

Как они тогда реагировали, когда ты наряжался в готическом стиле?

Не очень хорошо...

Какие группы были твоими первыми кумирами? Чьи постеры висели у тебя на стене?

Это были Joy Division, Bauhaus и Christian Death, но прежде всего Bauhaus. Они были и остаются для меня воплощением готики.

Я вот вспоминаю - когда я была маленькой, у меня в голове все время была картина, как Тило Вольфф с утра сидит в своей черной пижаме и ест черные мюсли. Как часто ты сегодня сталкиваешься с такими клише?

Гениальный образ! Такие черные мюсли я с удовольствием попробую! Да, было много клише и ярлыков. От "готического принца" через "владыку тьмы" и до "бога боли". Однако, постепенно, через 25 лет, люди, похоже, стали замечать, что Lacrimosa - это музыка, а не я, и что эта музыка не такая уж мрачная, по крайней мере, не всегда. Несмотря на это, мне всегда очень забавно слышать, какие картины некоторые люди себе воображают.

Какой ты помнишь готическую сцену 25 лет назад?

Маленькая, но уверенная в себе тусовка, в которой приоритет имеют отличие от общества и переживание ценностей сцены, что в отдельных случаях могло иметь плохие или хорошие последствия. Было больше чувства единения, но было и меньше толерантности, правила были жестче. В музыкальном плане, напротив, было больше простора для творчества, и часто музыка была более экстремальной, темной и глубокой. В клубах редко в песнях был сквозной бит, танцевали под все, что было необычно и интенсивно.

Тило Вольфф: "Все, каждая мысль, за которую мы хватаемся, движима нашими надеждами"Каким ты видишь будущее сцены? Есть ли оно у нее вообще?

Это зависит от того, что ожидается от сцены. Когда я, например, смотрю WGT, этот вопрос для меня вообще не возникает. Там можно видеть это чудесное, вдохновляюще множество людей, которые мирно и замечательно проводят друг с другом время. Я не позволяю себе судить о развитии сцены, но пытаюсь при помощи музыки сделать свой личный вклад в то, чтобы поддержать существование сцены.

Кстати про Wave Gotik Treffen: ты помнишь свой первый фестиваль?

Да, конечно! Он был очень впечатляющим. Тогда WGT существовал уже 2-3 года, и выступить там - было и есть для меня нечто особенное. С этим фестивалем у Lacrimosa долгие и прекрасные отношения.

Я помню, там ты несколько лет назад впервые сыграл песню "Bresso"! Почему ты не играл ее до этого? Все же песня вышла в 1992...

Просто есть песни, которые так волнуют, что они могут повлиять на остаток концерта. Когда песня слишком много места занимает, и воздействует на оставшуюся часть шоу, это не очень круто для зрения людей, для которых эта песня значит не так много, и которые радовались всему концерту. Поэтому с этими несколькими песнями я осторожен.

Некоторое время назад мы проводили двойное интервью с тобой и Mono Inc. С какой "молодой" группой ты был бы рад повторить этот опыт?

Eyes Shut Tight и Black Moon Secret!

Что ты чувствуешь, как христианин, когда на фестивалях или в журналах сталкиваешься с сатанистскими группами?

Многие это играют только потому, что это хорошо заходит на публику. С другой стороны, надо провести четкую грань. Сатанистское начало на темной сцене уходит корнями в возмущение американских групп лицемерием американского общества. Таким образом, у него социальное, политическое, но не религиозное происхождение. Многие европейцы этого не поняли, потому что у нас другая культура, и религия не так тесно связана с обществом.

Я вспоминаю английского друга, который страстно подпевал Lacrimosa в машине. Когда я спросила его, понимает ли он, что поет, он ответил, что не понимает языка, но понимает чувство, пульсацию, которая есть в песне. Можно ли объяснить этим высказыванием ваш невероятный международный успех?

Возможно. При этом я не хочу для себя объяснять этот успех. Я хочу наслаждаться им, а не обосновывать. Но, конечно, музыка, как известно, - это интернациональный язык, а Lacrimosa ведь не дешевая музыка, и люди это чувствуют, где бы они ни жили.

Оригинал: Nadine Ahlig (Orkus)
Перевод: Юльхен Глазова (Lacriwelt Russia)
10 ноября 2015 | Автор: endzeit | Просмотры: 3067 | Комментарии: 6
Поделись новостью с друзьями
Комментарии (6)
clanvac
clanvac (10 ноября 2015 11:40)
Про Надежду лихо разложил. Чувствуется, что человек живет этим всем...
aleson
aleson (10 ноября 2015 13:09)
Тило, дружище! Вернись к истокам!
Dumpil
Dumpil (10 ноября 2015 22:36)
глупый вопрос но может кто знает: сколько он зарабатывает на Lacrimos'e?
nurg
nurg (11 ноября 2015 09:40)
Dumpil,

нуу, цифр вам никто не скажет точно, но, думаю, на жизнь и хлеб с икрой с лихвой хватает. Да это вы и сами, думаю, понимаете)
Dumpil
Dumpil (11 ноября 2015 13:46)
Цитата: nurg
Да это вы и сами, думаю, понимаете)

понимаю, но все таки))
ixes
ixes (16 ноября 2015 11:54)
Отличнейшее интервью. И особенно приятно, что оно совпало пусть и не с лучшим, но весьма неплохим альбомом. И есть ощущение того, что выше написал ''clanvac''. Лично я снова ''верю'' в этот проект и, как давний поклонник, желаю им тонну лет творчества. Несмотря на всех недоброжелателей и ''слабые'' альбомы, они до сих пор являются уникальным явлением на условной ''чёрной'' сцене и я безумно рад, что проект не ушёл в ''коммерческие'' дебри, чтобы там не говорили. Вот... :-)
Информация
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители. Зарегистрироваться