Laibach: "Мы - инженеры человеческих душ"

Потом были война за независимость Словении, натовские бомбардировки Югославии, агония мировой экономики - и новая музыка, отражающая отношение группы к творящимся в мире событиям: критическое, насмешливое, ироничное. Многие музыкальные критики до сих пор задаются вопросом: наигранной является выпуклая "ультраправость" Laibach, или они всерьез? Мы не беремся отвечать на этот вопрос, поэтому будем задавать свои, простые - о жизни и творчестве.
Привет, братья-славяне! Как дела?
Очень по-братски!
Мы знаем, что не так давно вы приезжали к нам с концертами, в декабре. Чем Россия поразила вас сильнее всего на этот раз?
По факту, нас Россия уже ничем не удивляет, мы начали привыкать к ее переменчивости. Наш самолет приземлился в новом шикарном аэропорту, московский концерт состоялся, вероятно, в лучшем клубе мира. А затем мы поехали в Санкт-Петербург в старом необустроенном вагоне - точно такими же были поезда в 1987-м, когда Laibach посетили Россию впервые.
Да, вот такая она разносторонняя - наша Родина. Какой из стран удалось поразить вас сильнее всего?
В каждой стране есть свои удивительные особенности, но страны экс-Югославии, если собрать их вместе, изумляют нас особенно сильно.
Laibach родом из промышленного центра Словении - города Трбовле. Шахтерская шапка, которую носит ваш фронтмен Милан Фрас - один из самых широко узнаваемых атрибутов группы. У кого-либо из вас есть геологическое образование? Может быть, работали шахтерами?
Нет, но в 2012-м мы выступали в шахте. Три концерта за одну ночь на глубине в 300 метров - это было очень тяжело. Мы как будто шахтерскую смену отработали.

Вероятно, есть - и не только с коммунистическим, но и со злодейской организацией "СПЕКТР" из ранних фильмов про Джеймса Бонда. На самом деле спектр - очень интересный символ, полный различных значений. Кроме того, так называется партия, основанная нами одновременно с записью нового альбома.
О, доктор Ноу передает привет? Неожиданно. А какие цели у партии Spectre?
Свобода, равенство, братство и справедливость для всех.
Как вы считаете, почему людям стоит вступать в вашу партию?
Потому что они действительно могут принять участие в ее деятельности.
Логотип "Spectre" - и партии, и альбома - это эмблема "Volk", поверх которой нанесена стилизованная "S". Какой смысл вы вкладываете в это сочетание? "Призрак над народом"?
А почему не "Призрак народа"?
Не знаем, вам виднее! Когда началась работа над "Spectre"?
Все началось 21 февраля 1948 года и продолжилось 27 марта 1961-го. Laibach приступили к студийной записи альбома в апреле прошлого года и закончили работу в октябре.
Как нам казалось, у вас все это время был довольно плотный график, практически невозможно было работать над новым материалом.
Мы были не очень загружены, заранее планировали посвятить большую часть года записи альбома.
Мы внимательно прослушали все треки "S" - сингла, выпущенного перед релизом "Spectre". Laibach опять зазвучали по-новому. Что стало для вас источником вдохновения на этот раз?
Мы вдохновлялись непосредственно событиями последних лет - крах экономики, социальные и политические волнения в Европе, да и во всем остальном мире.
Про смерть экономики вы еще в 1993-м спели, в "Капитале" - уже тогда были ощутимые проблемы. В чем основной посыл нового альбома?
Сражайтесь за свое право выступать за право сражаться!
Что было самым сложным в ходе работы над "Spectre"?
Сохранить единство духа и донести его до масс.
Можете назвать свою любимую песню с этого альбома?
Нет, сами не можем.
В 1996 году Laibach назвали себя "Раммштайном для взрослых", а Rammstein - "Лайбахом для малышей". Как бы вы назвали себя сейчас, когда выпущен "Spectre"?
Сейчас мы бы назвали себя инженерами человеческих душ.
Раз уж о прошлом заговорили, то - в 2006 году, когда был выпущен альбом "Volk", состоявший из аранжировок государственных гимнов различных стран, мы подумали, что неохваченным осталось еще множество рабочего материала. Гимны каких стран попали бы треклист "Volk-2", если бы он вышел?
За бортом осталось не так уж и много; Бельгия, Нидерланды, Португалия, Швеция, может быть, Швейцария… Идея альбома "Volk" состояла в том, чтобы дать новое прочтение гимнам империалистических стран.
Мы бы добавили еще, например, Австро-Венгрию, ее осколки очень беспокойно себя ведут до сих пор. Раз уж у вас в портфолио есть государственные гимны, не думали ли вы о выпуске альбома, посвященного религиям?
"Jesus Christ Superstars" (Mute Records, 1997) и есть наш альбом о религии (а также о поп-мюзиклах).
Там в основном о христианстве, но ответ принимается. Пару месяцев назад нам удалось разыскать магнитоальбомную версию песни "Le Privilege des Morts" с альбома "Kapital". Вы представляете, насколько сложно сейчас добыть работающий магнитофон? Так вот, мы считаем, что эта версия намного лучше выпущенной на CD и незаслуженно забыта. Как думаете, можно ли ее перевыпустить?
На самом деле совсем недавно мы отыграли ее вживую. Это не самая простая в исполнении песня, но мы справились. Получилось здорово, публика была в изумлении. Сейчас мы обсуждаем с нашим лейблом Mute возможность переиздания всех трех версий "Капитала".
У вас было много совместных проектов; мы хорошо запомнили совместный тур Laibach с Juno Reactor. Если бы вы могли выбирать без ограничений, то с кем бы вы выступили на одной сцене?
Ваш президент Владимир Путин весьма интересен как соисполнитель... С Pussy Riot на бэквокале, конечно же.

Это было здорово, никаких сложностей мы не испытывали. В конце концов, частично фильм был вдохновлен творчеством Laibach.
Как родилась эта идея?
Режиссер фильма, Тимо Вуоренсола, попросил нас написать саундтрек, и мы согласились. Сюжет показался нам достаточно интересным, а Тимо был очень убедителен.
Главная композиция саундтрека очень хороша. Такой, гм, нежной песни обычно не ждешь от Laibach, быстрее дождешься вагнеровского индастриала. Как появился этот трек?
Вообще говоря, в прошлом мы успели записать несколько нежных песен - "Across The Universe", например. Записывая "Take Me To Heaven", мы вдохновлялись творчеством словенского народного ансамбля Михи Довжана, бывшего популярным в 1960-х. Мы взяли их песню и "транспонировали" ее в другой контекст, заменив текст.
Вы хорошо известны постоянными музыкальными экспериментами, все время находитесь в поисках нового звучания и меняетесь раз в несколько лет. Вы продолжите эту традицию?
Определенно да. Нет ничего более постоянного, чем перемены в Laibach.
Какой жанр будете использовать в следующий раз?
Пока не знаем. Может, "лайбаховский" жанр?
Как насчет дабстепа?
Дабстеп? Почему бы нет. Или, что еще лучше, - печатный шаг.
(Игра слов: dubstep и goose-step. "Гусиным шагом" в англоговорящих странах обычно называют печатный шаг, а Laibach, известны своим стремлением к милитари-стилю - прим. интервьюера.)
Поговорим о будущем? Не пора ли выпустить долгожданный альбом "Laibach Revisited" с новыми аранжировками вашей классики? Мы обожаем новую версию песни "Drzava", услышанную на живых выступлениях, очень хотим насладиться студийной версией. Пять лет уже ждем такой возможности!
"Laibach Revisited" уже полностью готов и ждет релиза. Мы надеемся выпустить его в этом году. И уже работаем над новым материалом, держим в головах несколько проектов.
Может, поделитесь деталями?
Пока рано, давайте для начала переварим новый альбом.
Хорошо, будем переваривать и ждать. Когда планируете посетить Россию-Матушку вновь?
Надеемся, это будет скоро. В этот раз мы и с Батюшкой хотели бы познакомиться.
Автор: Александр Барышников (Hi-Tech.Mail.Ru)
29 марта 2014 | Автор: endzeit | Просмотры: 5478 | Комментарии: 6
Поделись новостью с друзьями
Другие новости:
- Эл Йоргенсен: "Планирую записать три новых альбома - Revolting Cocks, Surgical Meth Machine и M…
- Адриан Хейтс (Diary Of Dreams): "Я всегда пишу музыку и никогда не останавливаюсь"
- Томас Райнер: "Пусть люди думают все, что хотят - это наша часть истории"
- Интервью с Daniel Myer (Haujobb, Destroid, Architect, Covenant)
- Интервью с Covenant: "Покидая Вавилон"
Комментарии (6)