Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Дата: 28-30 августа 2014
Страна: Швеция
Место проведения: Гётеборг, Brewhouse
Инфо: Website

Текст: Futurist
Фото: Futurist / Elektrographie / Aesthetic Perfection
Видео: Futurist / DiscoDigitale / Progress Productions / blackarmy81 / fuckingdevotee / Stefan Wessman
Участники Синтемы: Futurist, synhtebm, Xenny

Electronic Summer – относительно новый ивент в гуще музыкальных событий современной альтернативной электронный сцены. Устраиваемый в последний уик-энд лета в шведском городе Гётеборге, этот фестиваль проводится пока ещё только третий год подряд, но его безупречная организация и солидный лайн-ап уже всерьёз говорят о том, что он претендует на одно из самых значимых мероприятий в мире synthpop-музыки. Промоутеры Electronic Summer изначально решили сделать ставку на громкие имена synth-сцены: так, в 2012 году гостями фестиваля стали Mesh, De/Vision и Melotron, в 2013-м – Apoptygma Berzerk, S.P.O.C.K. и DAF, а в этом году на Electronic Summer среди прочих пригласили Covenant, Assemblage 23 и Aesthetic Perfection. После посещения нескольких немецких фестивалей “тёмной сцены” меня не покидало большое желание побывать на подобном мероприятии в Швеции и посмотреть, как же обстоят дела с ивентами альтернативной электронной сцены у скандинавов. И вот, в 2014 году всё наконец свершилось – 28 августа мы вместе с synhtebm’ом прилетели в Гётеборг. Поездка, от которой неизвестно было, чего ожидать, и которая с самого начала казалась мне стопроцентной авантюрой, в итоге привела к совершенно непредсказуемым результатам. К счастью, исключительно со знаком “плюс”.

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Швеция и Гётеборг. Общие впечатления и наблюдения
Перед тем, как непосредственно перейти к фестивальному репортажу, а также в целях придания отчёту, как сейчас принято говорить, “атмосферности”, вкратце поделюсь своими впечатлениями о Гётеборге и Швеции в целом. В общем, всё то многое, что я читал и слышал об этой стране, оказалось правдой. Во-первых, это деньги. Наличные тут непопулярны. Почти везде принято расплачиваться карточкой – это касается не только банальных покупок в магазине, но и, скажем, оплаты камеры хранения на вокзале. Более того, в некоторых местах наличные у вас просто не примут. Например, купить у водителя билет на специальный автобус, который ходит до аэропорта, можно только безналом. И хотя в первый же день прибытия я запасся достаточным количеством шведских крон, в реальности они мне могли понадобиться только в двух случаях – при покупке дисков в клубе и при оплате общественных туалетов. Во всех остальных случаях можно было спокойно обойтись без наличных. Второй момент – это цены. После Восточной Германии они мне показались абсолютно дикими. Это касалось практически всех сфер жизни, начиная от проживания в гостинице и заканчивая платным туалетом на вокзале, который стоил 10 шведских крон. Но особенно дорогая в Швеции система общепита. Я не имею ввиду известные всем заведения фаст-фуда, а говорю про более-менее нормальные кафешки с нормальной едой. В общем, чтобы не остаться без штанов, пришлось на время поездки перейти на двухразовое питание – бесплатный плотный завтрак в отеле и плотный обед или ужин. Третий нюанс Швеции – это алкоголь. Поначалу, увидев в одном из продуктовых маркетов местное пивко, я было обрадовался и хотел его продегустировать. Но, посмотрев внимательно на крепость ассортимента, самой “ядрёной” из которого была бутылка с 3,5 %, решил, что ну его на фиг. Алкоголь тут действительно можно купить только в специализированных магазинах, и это касалось даже самого обычного для нас пива. Так что горячительные напитки пришлось употреблять уже в клубе. Из местного пива очень понравилась марка Rådanäs, которая, кстати, пользовалась большой популярностью у посетителей Electronic Summer. Интересно, что пиво продавалось на фесте исключительно в бутылках, причём емкостью всего 0,33 мл. И цена на самое дешёвое, которым тут было Carlsberg, равнялась примерно 300 рублей в пересчёте на наши деньги. Впрочем, все эти недостатки с едой и алкоголем и некоторые неудобства с валютой напрочь перекрываются высочайшим уровнем сервиса и комфорта. Гётеборг – второй по величине город Швеции (после Стокгольма), но он имеет мало общего с образом типичного мегаполиса. И хотя в центре было достаточно многолюдно, ощущения суетливого людского муравейника не возникало. Гётеборг порадовал отлично развитой системой общественного транспорта и удивил почти полным отсутствием пробок (за всё пребывание я видел лишь одну, да и то совсем небольшую), очень чистым воздухом, красивыми парками и какой-то необъяснимо лёгкой энергетикой. Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Удивительно спокойный и удобный город и однозначно одно из лучших мест в Европе, где мне посчастливилось побывать. Достопримечательностей же тут масса, на любой вкус и цвет, а вот туристов совсем немного. Пять дней – это, конечно, слишком мало даже для туристической поездки. Но и этого времени хватило, чтобы понять – в Швеции какой-то особенный дух, которого нет в других странах Европы. Другие люди, другие нравы, другая архитектура... И это оказалось очень притягательным. Из ещё интересных наблюдений отмечу, что в Гётеборге настоящий культ Volvo. Эта марка тут повсюду: в аэропорту вас встречает “голова” шведского грузовика, по улицам снуют вольвовские легковушки и кроссоверы, продаются открытки с автомобилями, но самое главное – именно в Гётеборге находится музей Volvo. К сожалению, из-за неудобного месторасположения и нехватки времени посетить музей не получилось. Ну и последнее. Шведы – очень красивая и спортивная нация. Я почти не встречал людей с избыточным весом, зато постоянно видел на улицах то жителей, совершающих пробежки, то проходящих мимо бодрых подтянутых пенсионерах в кроссовках. И ещё тут много стройных симпатичных скандинавских блондинок. Но, как бы то ни было, аксиома о том, что русские девушки самые красивые, по-прежнему остаётся аксиомой.

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Клуб
Все три года своей жизни фестиваль проводится в одном и том же месте – клубе Brewhouse. По задумке организаторов, это заведение было разделено на четыре самостоятельные площадки, на каждой из которых проводились запланированные мероприятия. Ну а так как организовывало Electronic Summer коммьюнити Depeche Mode Party Gothenburg в лице двух промоутеров – Henrik Wittgren и Sebastian Hess, то и названия площадок были “говорящие”. Расскажу вкратце о каждой.
Rose Bowl – самое сердце фестиваля, т.к. именно здесь проходили выступления всех заявленных групп. Площадка представляла собой помещение с достаточно большой сценой, вместительным танцполом и барной стойкой. В общем, всё как в обычном концертном клубе. Rose Bowl очень порадовал прекрасно отстроенным звуком на протяжении всех трёх дней и одновременно разочаровал недостаточно хорошим освещением. Часто было темно, дымно, а ещё эти ужасные мерцающие стробоскопы, с которыми на некоторых выступлениях был явный перебор. Так что я как любитель пофотографировать и поснимать часто обламывался в получении хороших кадров и видео. Но тем не менее обе SD-карты моего фотика к концу феста оказались почти до отказа забитыми всяческим фото- и видеоматериалом, как полезным, так и не очень.
Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014My Secret Garden – крытая веранда на открытом воздухе с баром и столиками. Кажется, для многих это место было куда более значимым, чем Rose Bowl. My Secret Garden стал средоточием дружеских встреч и посиделок. В самый пик Electronic Summer тут было не протолкнуться. У меня даже сложилось впечатление, что некоторые гости так и проводили все дни фестиваля на веранде, не забираясь в дебри клуба, а просто попивали пиво в хорошей компании и слушали, как за ди-джейским пультом балагурит кто-то из представителей шведской synthpop-сцены (но об этом подробнее чуть позже). Для самых ранних гостей, приходивших к открытию дверей, на веранде на протяжении всех трёх дней был организован бесплатный шведский стол. И хотя ассортимент еды оказался невелик, а сама пища была уже остывшей, в условиях дороговизны местного общепита такое решение организаторов нами было воспринято “на ура”. Никогда прежде ничего подобного на других фестивалях я не видел. В баре клуба кроме традиционного набора напитков все желающие могли заказать себе коктейли с “синтетическими” именами – “Radioactive Love” (по названию одноимённого трека группы Daily Planet), ингредиенты: Vodka Melon, Sprite & лайм, и “Figurehead” (по названию одноимённого трека Covenant), ингредиенты: Vodka Cacao & молоко.
Basildon – небольшая площадка с танцполом и баром, располагавшаяся внутри клуба по соседству с Rose Bowl, где в основном проходили различные ди-джейские вечеринки и мероприятия гётеборгского DM-коммьюнити.
Ну и, наконец, четвёртой неотъемлой частью Electronic Summer был Bridgehouse – довольно тесное помещение на втором этаже клуба, где также шли разнообразные тематические party. В Bridgehouse мы заглянули лишь раз – во время “DJ-часа And One”, да и то пробыли там недолго из-за духоты и переполненности. Ещё очень порадовала сама организация входа в клуб. Никаких очередей, никто не шарился по карманам и сумкам в целях обнаружения “запрещённых предметов”, и, что самое главное, никто не требовал аккредитации для прохода внутрь с любительской зеркальной фотокамерой. В общем, шведы в этом плане оказались гораздо либеральнее, чем дотошные и педантичные немцы.

Зрители и музыканты
Надо понимать, что Electronic Summer – это всё-таки не типичный дарк-фестиваль с присущими ему атрибутами готической субкультуры, а потому соответствующих представителей в их вычурных и порой эпатажных нарядах здесь было совсем немного. Подавляющее большинство Electronic Summer составляла депешистско-синтипопперская братия, преимущественно в возрасте от 30 и выше. Конечно, присутствовали посетители и помоложе, но мне показалось, что более юные любители “электронного лета” здесь всё же были в меньшинстве. Общая атмосфера фестиваля была очень дружной и непринуждённой, а сами шведы оказались удивительно добрыми и душевными людьми, легко идущими на контакт. Многие, узнавав, что мы специально приехали из России, тихонько офигевали и проявляли неподдельный интерес. И понятно почему. Судя по всему, мы были тут единственными российскими посетителями. Да что там Россия! Иностранцев тут в принципе было немного – отовсюду слышалась только шведская речь и лишь изредка – немецкая и английская. А тут вдруг, представьте, кто-то рядом говорит на каком-то тарабарском языке. Естественно, возникали вопросы “Where are you from?” Иногда разговор завязывался, и не только о музыке. Не обошлось и без тостов “na zdorovie!”, да и от вопросов про Украину тоже не удалось уйти, хотя о политике говорить совсем не хотелось. Но, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений от фестиваля – это музыканты. И речь идёт не только об участниках лайн-апа. Electronic Summer превратился в настоящий слёт звёзд шведской synth-сцены, большинство из которых тусовалось здесь просто в качестве зрителей. К сожалению, далеко не всех я знал в лицо, но из тех, кого удалось идентифицировать в общей массе посетителей, попробую перечислить поимённо: Torny Gottberg (шеф лейбла Progress Productions и участник Cryo), Krister Petersson (Vision Talk, Melody Lane и др.), Robert Enforsen (Elegant Machinery), Alexander Hofman “Android” (S.P.O.C.K.), Johan Billing “Plasteroid” (ex-S.P.O.C.K.), Patrick Hansson (Vanguard), ну и, плюс, конечно же, участники выступающих шведских групп – Covenant, Daily Planet, Disco Digitale, Emmon и Candide. С некоторыми удалось немного пообщаться, сфотографироваться, у кого-то – даже получить автографы на буклетах. Кажется, такое внимание к их персонам искренне удивляло музыкантов, ведь все они здесь были частью одной большой тусовки, в которой каждый знает друг друга. Представьте себе такую картину: в московском клубе к какому-нибудь российскому музыканту, например, к Олегу Радскому из Arrival, подходят люди, просят фото и автографы, говоря при этом, что они его поклонники из Швеции и приехали специально в Москву на концерт. Думаю, господин Радский долго бы удивлялся подобной встрече! Вот примерно такая же ситуация получалась и с некоторыми малоизвестными шведскими группами, встречавшими людей из России, которые хорошо знали их творчество.

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014День 0 (28.08.2014) – Italo-Disco pre-party:
Disco Digitale, Candide, Emmon

Не буду скрывать – пре-пати у меня значилась куда более важной частью фестиваля, чем два его основных дня. И если после объявления двухдневного лайн-апа я ещё гадал, стоит ли мне отправляться в Гётеборг, то после появления афиши об итало-диско вечеринке сомнений больше не осталось – еду!!! На мой взгляд, новодельное шведское итало-диско и шведский олдскульный электропоп – в какой-то степени уникальное явление на современной музыкальной сцене. Пожалуй, нигде сейчас в мире эти направления не переживают такой бурный расцвет, как в Швеции. Я думаю, мы ещё не раз увидим в Москве Covenant или Aesthetic Perfection, но вот вероятность приезда в нашу страну таких самобытных проектов, как Disco Digitale или Candide, равна нулю.
На пре-пати мы с synhtebm’ом пришли почти к самому открытию. Немногочисленный народ тусил в основном на веранде, в то время как в Rose Bowl в ожидании выхода первой группы шёл ди-джей сет в стиле итало-диско. Забегая вперёд, скажу, что в последующем эти сеты звучали во всех перерывах, и тут можно было по-настоящему отвести душу! Крутили Scotch, Laserdance и прочие-прочие вкусности. Вот это я понимаю, дискотека 80-х! А что у нас? В лучшем случае поставят Modern Talking и Fancy, в худшем – Мираж и Ласковый Май. Я, конечно, слегка утрирую, но смысл вы поняли. Когда я впервые вошёл в клуб (Rose Bowl), то показалось, что попал на какой-то детский утренник :) Звучало ванильное диско, на полу валялись разноцветные шарики, а на пустом танцполе были только женщина с ребёнком :) Но уже через каких-то полчаса народ подтянулся к сцене, чтобы поддержать первую группу – Disco Digitale.

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Disco Digitale (Sweden)
Disco Digitale – проект братьев Björndahl из Гётеборга, выпустивший в 2006 году дебютный альбом "Computer Dreams" и несколько синглов. Вдохновляясь музыкой Trans-X, Digital Emotion и Fancy, группа исполняет мелодичную и заводную смесь олдскульного синти, Hi-NRG и Italo-Disco. Выступление началось с одной из моих любимых композиций I Scream The Body Electric с вокодерным речитативом. Под знакомые звуки на сцену, переливающуюся жёлто-красно-зелёным цветом, выскочили братья Björndahl в “роботизированных” очках и стали наяривать на миниатюрных синтезаторах-“расчёсках”. Эпичное начало! До сих пор жалею, что не заснял это на видео. Но, к счастью, на YouTube этот ролик выложили сами музыканты. Далее Disco Digitale заняли свои основные позиции – Lars встал за синтезатор, а Christer – к микрофону, и стали приглашать на сцену вокалисток, принимавших участие в записи песен. Всего вместе с братьями в этот вечер выступили три участницы. Мне особенно запомнилась последняя вокалистка, спевшая Digital Love и Taken To The Stars – прелестная улыбчивая девушка была само очарование! Публика в зале отрывалась от души – чувствовалось, что здесь собрались в основном друзья группы, пришедшие поддержать музыкантов. Создавалось даже какое-то ощущение уютного итало-диско “квартирника”. Завершился концерт свежим синглом Night Sky, перед исполнением которого музыканты объявили о выходе 19 ноября нового альбома "Electronic Passion" и пригласили всех на ноябрьскую релиз-пати.

Сетлист Disco Digitale:
1. I Scream The Body Electric
2. Aurora
3. You Tell Me
4. Another World
5. Lady Electricity
6. The Future
7. Digital Love
8. From Mir To You
9. Taken To The Stars
10. Night Sky

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Candide (Sweden)
Примерно за неделю до фестиваля стало известно, что группа ItaLove не сможет принять участие в выступлениях из-за болезни вокалиста Мартина. Вот это облом, так обломище – уж кого-кого, а не увидеть этих весёлых и стёбных шведских ребят было обиднее всего. Но, к счастью, организаторы быстро нашли замену – спасать недостающее звено в итало-диско день выпала честь группе Candide. Этот шведский дуэт творит ещё с незапамятных времён, а именно с 1984 года. В конце 80-х проект на долгое время прекратил деятельность и вновь вернулся на сцену уже в середине 2000-х. За несколько дней я успел ознакомиться с тем немногочисленным набором композиций группы, что представлен на soundcloud, а также на платных цифровых сервисах типа iTunes. Музыка у Candide самая что ни на есть шведская – олдскульный synthpop/electropop в лучших традициях жанра, да ещё и на шведском языке. Вживую Candide отыграли очень бодро. Один из участников целиком отвечал за клавишные партии и ещё успевал подыгрывать на мини-установке с электронными ударными, а второй член группы был одновременно и вокалистом и клавишником, и поочерёдно то вставал к микрофону, то обращался к своему инструменту. Candide отыграли 7 песен, включая один из последних на сегодняшний день синглов Änglar. В целом, группа очень порадовала, из сильных сторон проекта отмечу отличный голос вокалиста и его заряжающий энергией позитив, а также наличие броских и цепляющих мелодий. Вот бы ещё дождаться полноценного альбома в ближайшее время. Но, как стало понятно из краткого разговора с Candide, которых я поймал на следующий день в клубе, планы относительно записи и выпуска нового материала у музыкантов весьма туманные.

Сетлист Candide:
1. Ödets Serenad
2. Stannar Där Du Är
3. Ljusa Tider
4. Änglar
5. Ett Andetag Från Evigheten
6. Kalla Vindar
7. Du Bränner Mig

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Emmon (Sweden)
Электропоп-дива из Стокгольма Emma Nylén, более известная как Emmon, уже давно не новичок на шведской электронной сцене. В послужном списке Эммы три полноформатных альбома и выступления на различных музыкальных фестивалях. В зале народа заметно прибавилось – при всём уважении к двум предыдущим коллективам, чувствовалось, что нас ждёт концерт уже гораздо более статусного и известного артиста. Музыка Emmon представляет собой микс современного танцевального электропопа и музыки 80-х, с оглядкой на ранний Depeche Mode и итало-диско. Вживую проект оказался намного интереснее того, что можно слышать на студийных записях. Скажу даже больше – это выступление стало для меня одним из лучших на Electronic Summer. Это отличный образец того, как надо выступать и многим группам, играющим в родственных жанрах, есть чему поучиться. Эмма выступала не одна, а с двумя клавишниками. И это была действительно настоящая игра на клавишах, а не та “однопальцевая” халтура, что нам часто приходится видеть на концертах, с лэптопами и огромными синтами, установленными больше для вида и “антуража”. Помимо стоек с синтезаторами сзади музыкантов находился какой-то аналоговый светящийся агрегат, и время от времени один из участников группы поворачивался к нему и что-то там “колдовал”, выкручивая ручки. Но главной в этом выступлении была, конечно, сама Эмма. Во время исполнения таких хитовых треков, как Secrets And Lies, Alive и других, госпожа Nylén отжигала так, что “мама не горюй!” и ещё успевала иногда подыгрывать на синтезаторе. И всё это при том, что вокалистка находилась уже на последних месяцах беременности! Но во внешнем виде Эммы не было заметно ни капли усталости – она пребывала в великолепной форме. Более того, все последующие дни фестиваля Emmon в полном составе тусовались в клубе. Всего музыканты отыграли 11 треков, включая кавер на Bronski Beat – Smalltown Boy, а также песни с грядущего альбома “AON”, выход которого запланирован в сентябре на лейбле Wonderland Records.

Сетлист Emmon:
1. Protected Lies
2. Secrets And Lies
3. Pitch Black
4. Smalltown Boy (Bronski Beat cover)
5. Caught In The Eye
6. Alive
7. Ghost Dance
8. Slottet
9. Spöket

encore
10. Rickys Hand
11. White Trash Wedding

Сразу по завершению концерта Emmon начался очередной сочный итало-диско микс, и у меня, несмотря на бессонную ночь из-за перелёта, откуда-то вновь появились силы и желание тусить до закрытия вечеринки. Но мои спутники synhtebm и Xenny (прибывшая в Гётеборг вечером из Стокгольма – встретились мы уже в клубе) не разделяли такого рвения и таки уговорили меня покинуть Brewhouse. Уже выйдя на улицу и переходя через дорогу, мы увидели знакомую троицу, идущую нам навстречу. Неспеша, к клубу направлялись Covenant всем концертным составом! Кажется, тут у всех у нас мелькнула одна и та же мысль – а может, всё-таки вернуться? Но, мудро рассудив, что впереди целых два дня, а значит, возможность встретить любимых музыкантов ещё не раз предоставится, мы поспешили в свои гостиницы восстанавливать силы.

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014День 1 (29.08.2014):
Daily Planet, Client, Pouppée Fabrikk, Covenant

Концертный состав первого дня фестиваля оказался почти на сто процентов шведским, и лишь британцы Client разбавляли эту разношёрстную скандинавскую компанию. Но выступлению групп предшествовало ещё одно занятное мероприятие, устраиваемое на веранде клуба, – Spacelab TV. Как гласил анонс в фэйсбуке, нам предстояло увидеть некий перформанс от участников S.P.O.C.K. Андроида и Пластероида (Алекса Хофмана и Йохана Биллинга). В действительности же шоу представляло собой примерно следующее. Расположившись на уютной веранде, Андроид и Пластероид распивали шампанское, ставили музыку и без конца тараторили на шведском. Собравшиеся за столиками зрители одобрительно поддакивали “космическим” синтипопперам и смеялись над их шутками. К сожалению, без знания шведского понять смысл происходящего оказалось невозможно. Но в любом случае, любопытно было на всё это посмотреть. Ну где ещё увидишь такой эксклюзив? В очередной раз убедился, что участники S.P.O.C.K. – угарнейшие парни :)

Официальная концертная программа Electronic Summer началась с выхода на сцену организаторов – Хенрика Виттгрена и Себастьяна Хесса. Поприветствовав зрителей, промоутеры вкратце озвучили программу предстоящих двух дней, сообщили, что будут рады видеть всех на зимней версии фестиваля – Electronic Winter (20 декабря), после чего пригласили на сцену первую группу первого дня – Daily Planet.

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Daily Planet (Sweden)
Шведский дуэт Daily Planet в составе Jarmo Ollila (вокал) и Johan Baeckström (клавишные) был образован ещё в 1994 году, а в 1996 году выпустил дебютный альбом "The Tide". Пластинка была записана в лучших традициях раннего синти-попа 80-х и по звучанию сильно напоминала творчество проектов Винса Кларка, особенно Yazoo. Однако после выхода "The Tide" дуэт замолчал на долгие годы и лишь спустя 18 лет представил свою новую работу “Two”, выпущенную на лейбле Progress Productions. Однако столь длительная пауза никак не сказалась на звучании Daily Planet – группа осталась верна своему стилю, словно и не было этих 18 лет. Концерт для поклонников дуэта стал в какой-то степени историческим событием – это было первое выступление Daily Planet за последние 13 лет. Так что не трудно себе представить, что группу на сцене приняли просто на “ура”. Сетлист состоял из примерно равного количества старых и новых композиций, а завершился концерт хитом Milky Way – его-то, судя по возгласам из зала, зрители ждали большего всего. Какого-то особенного шоу у Daily Planet мы не увидели, да, впрочем, оно тут было и не нужно. Было просто приятно послушать эту несложную, но очень приятную и мелодичную музыку, и посмотреть, как двое уже солидных мужчин искренне получают огромное удовольствие от того, что делают.

Сетлист Daily Planet:
1. Trust
2. Radioactive Love
3. Take Me Away
4. Electric Car
5. Imagination
6. Fragile
7. Forgiven
8. Paris & Rome
9. Nobody's Friend
10. Milky Way

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Client (UK)
В своё время я не успел побывать на концерте Client, когда в составе проекта была ещё Сара Блэквуд (Sarah Blackwood), так что выступление “клиентов” в Гётеборге стало моим первым знакомством с группой вживую и уже сразу с новой вокалисткой Nicole Thomas. Полноправной участницей Client она стала в прошлом году. Именно с ней основательница проекта Kate Holmes записала новый альбом “Authority”. Релиз был воспринят поклонниками неоднозначно. С одной стороны, Client утратили некий шарм, всё-таки Сара и её голос были визитной карточкой группы, но с другой стороны, Николь привнесла в проект больше женственности и эмоциональности. Понятно, что изначально концепция Client строилась на отстранённости вокала и холодном электронном звучании, не предполагающем особой чувственности и экспрессивности. Возможно, именно из-за этого многие старые фэны проекта не смогли принять новую вокалистку и назвали “Authority” полным провалом. Я же нахожу новый альбом дуэта вполне удачной и качественной пластинкой, а саму вокалистку – достойной заменой, хотя в глубине душе и признаю, что без Сары это уже не совсем тот “клиент”, который мне нравился. Если говорить, о самом выступлении, то оно скорее разочаровало, чем обрадовало. Сетлист полностью (!) состоял из песен с последнего альбома “Authority”. Никаких вам старых хитов типа Rock And Roll Machine, Radio или Drive не было и в помине. Возможно, что группа сейчас просто делает ставку на новый релиз, чтобы по максимуму его раскрутить. Но, сдаётся мне, что причина всё-таки в другом. Скорее всего, авторские права на старые песни принадлежат Саре, и она просто запретила исполнять их вживую. А может, дело тут в самой Николь, которая принципиально решила не разучивать и не петь чужие композиции. Но если же отбросить прежнее наследие Client и забыть про Сару Блэквуд, то само выступление, конечно же, понравилось. Николь была великолепна – я оценил и её голос, и красоту, и поведение на сцене в целом. Но всё же не могу поставить этому концерту высший балл. Хотелось увидеть больше драйва и какой-то изюминки, но увы... иногда становилось скучновато. Видимо, я всё ещё был под большим впечатлением от вчерашнего сета Emmon. На мой взгляд, по общей подаче материала и визуальному восприятию гораздо менее известные шведы превзошли достаточно популярный британский электропоп-проект.

Сетлист Client:
1. You Can Dance
2. Design
3. The Shining Path
4. XXX Action
5. After Effect
6. Refuge
7. Faith
8. Artificial
9. Quarantine
10. Obsession
11. Authority

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Pouppée Fabrikk (Sweden)
После лёгкого синтипопа и девчачьего электропопа настало время жёсткого EBM. Проект Pouppée Fabrikk известен ещё с конца 80-х и считается в родной Швеции одним из ветеранов EBM-движения. В течение целого часа четверо крепких мужиков отжигали на сцене и показывали всем, что такое настоящий олдкульный Electronic Body. Я бы даже сказал, олдскульнейший из олдскульных. И ещё – крайне минималистичный, а уж если выражаться проще – жутко однообразный. Все 12 треков превратились в одну нескончаемую электро-бади-шарманку. Я, честно, такую музыку никогда не понимал. Не торкнуло и в этот раз. Но желающих отвести душу было хоть отбавляй. В центре зала под EBM-молотилово народ устроил настоящий слэм, и было бы странным его тут не увидеть. В общем, типичный EBM-концерт с типичным EBM-звучанием и присущей ему атмосферой.

Сетлист Pouppée Fabrikk:
1. Bring Back The Ways Of Old
2. Weak Men
3. Betrayal
4. Symptom
5. H8 U
6. Bright Light
7. Death Is Natural
8. Watch Your Sex
9. Stahlwek
10. T.O.T.D.N
11. -unknown-
12. Summon The Spirits

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Covenant (Sweden)
Нынешний концертный состав Covenant мне представляется идеальным. Невозмутимый и непроницаемый Дэниел Йоханссон, музыкальный маньяк Андреас Котийяр и, конечно же, элегантный и задумчивый Эскил Симонссон – кажется, эта троица прекрасно сработалась. Вот уже второй раз я вижу шведский коллектив в этом составе и получаю ни с чем несравнимое удовольствие от того, что они творят на сцене. Концерт сильно напоминал московское выступление, которое прошло почти полгода назад, но отличия, разумеется, были, и заключались они не только в том, что Эскил в перерывах общался с залом на шведском языке. Прежде всего, и по звуку, и по визуальной составляющей это шоу мне показалось гораздо более мощным и впечатляющим. Свет на концертах Covenant всегда имел важное значение, и в Brewhouse с визуальными эффектами уж точно не поскупились. По-моему, светотехники даже перестарались – в некоторых моментах мерцание осветительных приборов было запредельным. Но зато такое освещение в сочетании с загадочными перемещениями Эскила по сцене и с сумасшедшим терзанием Андреасом гитары, лежащей поверх синтезаторной стойки, имело невероятно гипнотический эффект. Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Выступление отличалось от московского и своим сетлистом. После продолжительного интро ожидалась уже привычная вступительная композиция Leaving Babylon, но не тут-то было - вместо неё концерт открылся композицией Feedback! Не являюсь фанатом раннего периода творчества Covenant, но это один из тех немногих треков, который мне очень нравится. Лучшего начала я представить себе не мог. Часть своего сета шведы уделили последнему альбому “Leaving Babylon”, исполнив с него пять песен, и не забыли, конечно же, про свои песенные визитные карточки – Bullet и Call The Ships To Port. А вот предпоследний диск “Modern Ruin” Covenant по-прежнему упорно продолжают игнорировать. Как и в Москве, песням с “Руины” места в сетлисте не нашлось. В общем-то, невелика потеря, разве что Lightbringer хотелось бы вновь услышать. Концерт длился полтора часа и завершился ещё одной нетленной композицией – We Stand Alone. Уже сейчас, набирая эти строки, уверенно могу сказать, что из всех пяти шоу Covenant, на которых мне посчастливилось присутствовать, это было лучшим. Великий концерт великой группы, не побоюсь такого громкого слова.

Сетлист Covenant:
1. Feedback
2. Bullet
3. Thy Kingdom Come
4. Figurehead
5. Ignorance & Bliss
6. I Walk Slow
7. Invisible & Silent
8. 20 Hz
9. Riot
10. Prime Movers
11. Edge Of Dawn
12. Ritual Nose
13. Der Leiermann
14. Last Dance
15. Call The Ships To Port

encore
16. Prometheus
17. We Stand Alone

День 2 (30.08.2014):
Legend, Beborn Beton, Assemblage 23, Aesthetic Perfection

Последний день фестиваля у меня начался с раздачи сувениров. Купив перед поездкой три магнитика с изображением города, в котором живу, я планировал подарить их кому-нибудь из шведских музыкантов. Сначала скромный российский презент был вручен Кристеру Петерссону (Vision Talk, Melody Lane и др.), который все три дня торговал дисками и мерчем в вестибюле клуба и, по-моему, откровенно скучал от того, чем ему приходилось заниматься. Да уж, что тут говорить – гораздо интереснее было бы лицезреть его в эти дни на сцене с каким-нибудь из своих проектов, чем за прилавком с музыкальными товарами. Второй магнит достался общительному Торни Готтбергу. С ним удалось немного поговорить, в том числе поделиться своими впечатлениями о Гётеборге и о фестивале, было также приятно услышать от него, что ему очень понравилась поездка в Россию в 2011 году в составе Cryo. Ещё я высказал своё сожаление, что организаторы не пригласили выступать на фест группу Kite – подопечных Progress Productions, а также обмолвился, что это моя любимая группа с его лейбла. Торни среагировал моментально: “Пойдём к моей машине, у меня для тебя кое-что есть”. Авто шефа Progress Productions оказалось забитым коробками с мерчендайзом – на следующий день ему предстояло ехать со всем эти добром в Уппсалу, где должны были выступать Kite и Henric de La Cour. Через пару минут копошения в коробках Готтберг вытащил футболку Kite моего размера и просто так отдал её мне! Вот такой вот неожиданный поворот :) Спасибо, Торни! Ну и, наконец, третий сувенир из России также дождался своей очереди. Уже ближе к ночи мне всё-таки удалось поймать Эскила Симонссона из Covenant и передать ему презентик, а заодно получить его размашистый росчерк на буклете “Northern Light”.
Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Весь второй день Electronic Summer проходил под знаком Depeche Mode и был заявлен как “конвенция” DM-фанов. Поэтому на всех площадках, кроме основной Rose Bowl, проходили различные тематические мероприятия – DJ-сеты, видеоинсталляции, фанатские ярмарки и даже какие-то викторины. В общем, шведские депешисты оказались настоящими массовиками-затейниками. Но, пожалуй, самым популярным местом этого вечера стала веранда, где было организовано лайв-караоке. За синтезатором сидел кто-то из гостей и наигрывал известные мелодии и все желающие могли исполнить любимую песню Depeche Mode. В удовольствии спеть в караоке не могли отказать себе и некоторые шведские музыканты, среди которых, например, был Alexander Hofman (Android из S.P.O.C.K.). Вот это я понимаю - настоящая DM-вечеринка! Сразу вспомнилась скучная DM-афтепати в Кёнигштайне после концерта Mesh. Как говорится, почувствуйте разницу.

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Legend (Iceland)
Группа Legend стала, наверное, самой необычной участницей фестиваля. Музыка исландцев, конечно же, на все сто процентов подпадала под формат Electronic Summer, но она разительно отличалась от того, что звучало здесь все эти дни. Загнать Legend в какие-то узкие стилевые рамки и обозначить их музыку одним словом – непосильная задача. Synthpop, EBM, Electro, Darkwave, Industrial, Rock – всё это смело можно приписать исландцам. Концерт начался с появления на сцене, окутанной густыми клубами дыма, трёх музыкантов: клавишника, ударника и вокалиста. Последний накинул на себя капюшон, полностью скрывающий его голову и прокричал “Hej!” (“привет” по-шведски). Многократное приветственное эхо прокатилось по всему залу. Зловещее интро плавно перешло в Amazon War – трек, открывающий альбом “Fearless”, который является единственным на сегодня полноформатным релизом группы, вышедшим в 2012 году. Именно с него в этот вечер и прозвучали песни, удивляющие своим разнообразием – это были и ритмичные электронные треки, и спокойные депрессивно-отрешённые композиции с философской лирикой. Лично мне особенно приятно было услышать хит City – в своё время именно благодаря оригинальному клипу на этот трек я и познакомился с Legend. Выступление исландцев было безупречным, но таким коротким! По программе группе было отведено 45 минут, но на сцене они пробыли и того меньше – всего полчаса, отыграв лишь шесть треков. Но и этого времени оказалось достаточно, чтобы проникнуться таинственным творчеством самобытного исландского проекта.

Сетлист Legend:
1. Amazon War
2. Virgin
3. Sister
4. City
5. Runaway Train
6. Benjamite Bloodline

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Beborn Beton (Germany)
Единственными представителями многообразной немецкой synth-сцены на этом фестивале стали романтики и герои 90-х Beborn Beton. Так как у группы уже 15 лет не выходило ничего нового, за исключением разве что каких-то единичных треков, то концерт был представлен программой the best. Правда, в отведённые на выступление 45 минут включить в сет все хиты Beborn Beton, конечно же, не получилось. За бортом остались Earth, Life Is A Distance, Deeper Than The Usual Feeling… Но, думаю, что в любом случае для фанатов коллектива и всех любителей классического немецкого синтипопа 90-х концерт стал настоящим подарком. Многие из присутствовавших в зале знали песни группы наизусть и вовсю подпевали вокалисту. При всём уважении к Beborn Beton мне всегда казалось, что время их давно ушло, а песни группы, среди которых действительно много прекрасных композиций, сейчас уже пропахли нафталином и воспринимаются как “вчерашний день”, особенно если учесть, что музыканты давно не выпускают новьё. Но, побывав на концерте, вынужден взять свои слова обратно. Какой там “нафталин”! Напротив, всё было очень живо, динамично и ни капельки не скучно! Музыканты выступили безупречно и профессионально и получили очень тёплый приём публики.

Сетлист Beborn Beton:
1. The Colour Of Love
2. 24/7 Mystery
3. Last Day On Earth
4. Another World
5. Daisy Cutter
6. Mantrap – A Wish Come True
7. Im Innern Einer Frau
8. Mantrap – The Seduction
9. Lost Little Robot
10. Torture

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Assemblage 23 (USA)
Каждый раз, когда дело доходит до описания выступления Assemblage 23 (а это уже мой третий концерт А23), то я испытываю некоторые затруднения. Просто потому, что все лайвы Тома Шира проходят примерно одинаково. Вот и в этот раз было ощущение “дежа вю”. Всё как обычно: одетые в фирменные чёрные рубашки с эмблемой проекта улыбчивый клавишник, всё так же напоминающий мне Аль Бано, и Том Шир собственной персоной. Правда, в этот раз не было третьего участника с электронными ударными, но его отсутствие никак не сказалось ни на звучании, ни в целом на качестве концерта. Однако эта постоянность и некоторая консервативность вовсе не говорит о том, что выступление было неинтересным. Нет, нет и ещё раз нет! Конечно, Assemblage 23 – это, прежде всего, студийный проект. Но именно на концертах по максимуму раскрывается тот мощный эмоциональный заряд, который заложен во всех песнях мистера Шира. Том не претендует на лавры концертного шоумена, ему это и не надо. Достаточно просто посмотреть, как искренне он поёт свои песни, и проникнуться его глубокими, вдумчивыми композициями. Ну и, конечно, от души оторваться – танцы в фьючерпопе ещё никто не отменял :) Сетлист был идеальным – best of the best, начиная со старого трека Purgatory 1999 года и заканчивая песнями с последнего диска “Bruise”. Особенно много композиций прозвучало с таких золотых альбомов, как “Defiance”, “Storm” и “Compass”, включая мою любимую Drive (“Sometimes I drive, to run from all my demons // Sometimes I drive, so I can be alone…”). Браво, Том! Жму руку. Прекрасное выступление.

Сетлист Assemblage 23:
1. Opened
2. Naked
3. The Other Side Of The Wall
4. Impermanence
5. Drive
6. Damaged
7. The Last Mistake
8. Alive
9. Document
10. Let The Wind Erase Me
11. The Noise Inside My Head
12. Purgatory
13. Let Me Be Your Armor
14. Disappoint
15. Spark
16. Ground
17. Don’t Change (INXS cover)

Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014Aesthetic Perfection (USA)
Сразу после завершения сета Assemblage 23 техники спешно начали готовить сцену для хэдлайнеров – Aesthetic Perfection. Но, честно говоря, более справедливо “хэдами” этого дня было бы назвать Assemblage 23. Могу ошибаться, но показалось, что А23 собрали больше зрителей, да и по времени они играли значительно дольше. Но так как сет Aesthetic Perfection помимо синта и стойки с микрофоном предполагал ещё наличие массивной ударной установки и кучу других прибамбасов, удобнее всего было поставить эту группу последней. Артистичный и гиперактивный Дэниел Грейвс устроил настоящий отжиг и превратил выступление в один сплошной электро-индустриальный ураган своих динамичных треков. Лайвы Aesthetic Perfection всегда интересны не только харизмой Грейвса, но и его музыкантами – клавишник и ударник всегда сидят развёрнутыми боком к зрителям и отжигают за своими инструментами не меньше, чем фронтмен. С первой же песни в глаза бросалась любопытная деталь – и у Дэниела, и у клавишника Эллиота на лице был заметен то ли пластырь телесного цвета, то ли что-то похожее на него. Я тогда ещё подумал – надо же, какая оригинальная деталь сценического образа :) И только спустя несколько дней, читая страничку Aesthetic Perfection в facebook, понял, в чём дело.Отчёт: фестиваль Electronic Summer 2014 Оказывается, накануне группа выступала в Португалии. Возвращаясь в отель после афтепати, Эллиот получил серьёзную травму и причина тому сам Грейвс! Дэниел прыгнул на бедного клавишника, чтобы покататься у него на спине, но тот был слишком пьян, чтобы удержать Грейвса. Оба они упали, Дэниел разбил коленку, а Эллиот – лицо. Слишком пьяные, чтобы осознать серьёзность травм, музыканты отправились в аэропорт и продолжили бухать дальше. После посещения врача обнаружилось, что у Эллиотта сломано три зуба и вывихнута челюсть, в то время как травма колена Грейвса оказалась несерьёзной, к тому же у последнего была медицинская страховка, а вот у Эллиотта – нет. Мучаясь угрызениями совести, Дэниел разместил на facebook ссылку с paypal, чтобы любой желающий мог помочь бедолаге Эллиоту с оплатой лечения. “Эллиот даже пообещал, что человек с самым большим пожертвованием получит один из его зубов, но скорее всего это буду я”, - написал Грейвс. Вот такая вот история :)

Сетлист Aesthetic Perfection:
1. Happily Ever After
2. Inhuman
3. Antibody
4. Oh, Gloria!
5. The Siren
6. The Ones
7. Big Bad Wolf
8. Showtime
9. Lights Out (Ready To Go)
10. The New Black
11. The Great Depression
12. Spit It Out

Заключение
“Нельзя просто так взять и уйти с Electronic Summer” – кажется, эта фраза лучше всего описывает ситуацию, когда мы уже собирался покидать Brewhouse. Уже на выходе из клуба меня вдруг окликнул чей-то голос. Оказалось, это был Christer Björndahl, вокалист Disco Digitale. Несколькими часами ранее я поймал его брата Ларса, чтобы тот расписался на буклете альбома “Computer Dreams”. Видимо, узнав, что я брал автограф, Кристер решил, что без его подписи буклет просто не имеет права на существование :). И, разглядев меня в толпе, догнал и сам предложил подписать диск. Вы когда-нибудь видели, чтобы музыкант гонялся за поклонником для того, чтобы поставить автограф? :) Сфотографировавшись на память, мы обменялись рукопожатиями и сказали друг другу “до встречи”. По-моему, лучшего завершения фестиваля и придумать нельзя!

Итак, три вечера в уютном Brewhouse уже позади, и можно подводить краткие итоги. Electronic Summer оказался намного выше того, что я ожидал. Наверное, это всё-таки лучший музыкальный фестиваль, на котором мне удалось побывать. А лучший он по многим показателям: превосходная организация и продуманность мероприятия до мелочей, отличный концертный состав, но самое главное, - это его неповторимая атмосфера и замечательная публика. Разумеется, это всего лишь моё субъективное восприятие, которое я никому не навязываю. Просто всё ещё нахожусь под впечатлением. И если будет возможность – как-нибудь ещё раз обязательно проведу последний уик-энд лета по-электронному. В прекрасном Гётеборге.
Tack så mycket Sverige!
И, конечно же, огромное спасибо synhtebm и Xenny за отличную компанию!












15 сентября 2014 | Автор: Futurist | Просмотры: 4211 | Комментарии: 7
Поделись новостью с друзьями
Комментарии (7)
Futurist
Futurist (15 сентября 2014 11:37)
ed1001
ed1001 (15 сентября 2014 14:40)
Отличный отчет, Ром! Так держать!
galoperidol
galoperidol (15 сентября 2014 17:41)
Спасибо за отчет! как будто сам там побывал. :)
mind
mind (15 сентября 2014 18:51)
блин, во Рома настрочил! аж читать устал))))
спасибо за отчет))
Metronome 69
Metronome 69 (16 сентября 2014 02:21)
Спасибо за отчет о фестивале, участниках, а так же за познавательную инфу о нем и городе - интересно и познавательно!!! Удачи в посещении следующих фэстов и в написании впечатлений!
DanNN
DanNN (16 сентября 2014 21:48)
Классный отчёт, Рома!
Увлекательный, основательный и, как ты сказал, "атмосферный"! :)
Ты же знаешь, как мне нравится Скандинавия в целом и шведский синти, в частности! :)

Пойду Daily Planet послушаю, что ли... Или Disco Digitale? Или, может, S.P.O.C.K?
У вас тут столько вкусного! :)
geolog
geolog (17 сентября 2014 15:32)
Обязательно постараюсь посетить Гетеборг, поскольку, все кто там бывал говорят о нем, только в превосходной степени. Отчет клевый, жаль ,что не смог поехать и рад, что есть такой фестиваль. Спасибо Рома.
Информация
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители. Зарегистрироваться