Отчёт: Wave Gotik Treffen 2018
Дата: 18-21 мая 2018
Страна: Германия
Место проведения: Лейпциг
Инфо: Facebook
Текст и фото: Futurist
Четверг, 17 мая. Я выхожу из автобуса на центральном вокзале Лейпцига и вижу знакомую картину: люди в чёрной одежде с чемоданами спешат в разные стороны, а в сквере уже выстраивается очередь за фестивальными билетами. Всё это означает только одно: уже совсем скоро город будет полностью захвачен атмосферой Wave Gotik Treffen - крупнейшего фестиваля готической культуры, на который приезжают люди со всего мира.
«Ну здравствуй, Лейпциг! Как будто и не уезжал!» - захотелось воскликнуть при виде столь знакомых и уже почти родных улиц, домов, трамваев, хостела и друзей-единомышленников, со многими из которых удаётся встречаться лишь на WGT.
День 0 (17.05.2018)
Прежде чем начать хронологию событий, стоит упомянуть о некоторых особенностях этого WGT. На мой взгляд, главное, что произошло в этом году - фестиваль лишился одной из своих ключевых площадок - Kohlrabizirkus («Кольрабициркус»). Здание бывшего цирка долгое время служило важной точкой притяжения WGT - на этой крупной локации всегда выступали как именитые хэдлайнеры, так и начинающие команды. Причина закрытия «Кольраби» мне доподлинно неизвестна, но если верить сарафанному радио, то этой площадке больше не бывать - городские власти намерены снести здание цирка. Казалось бы, всё решаемо: Лейпциг - крупный город, и альтернативу всегда можно найти. Но нет, организаторы так и не смогли предложить посетителям WGT локацию, которая хотя бы немного была сопоставимой по масштабам с бывшим цирком. Да, открылись новые клубы Haus Leipzig и Westbad, но это была капля в море. Трудно сравнивать огромный Kohlrabizirkus и две площадки весьма скромных размеров. Но если про Haus Leipzig плохих отзывов слышать не приходилось, то про Westbad (кого бы я не встречал на WGT), говорили, что это худшая сцена всего фестиваля. Тут ничего удивительного: мало того, что внутри была полная «засада» с вентиляцией, так ещё и сам танцпол просто не мог вместить всех желающих. Уже в первый день (пятницу) у «Вестбада» выстроилась такая очередь, которую вряд ли помнят даже старожилы WGT. В итоге очень многие, включая моих друзей, не попали на концерт [:SITD:] и были вынуждены искать альтернативные площадки, чтобы хоть как-то не убить впустую фестивальный вечер.
Но на самом деле проблема была не только в «Вестбаде». Закрытие «Кольраби» ощущалось почти на всех локациях на протяжении всего WGT: многие площадки, на которых раньше всегда было более-менее комфортно, на этот раз оказались переполненными, а чтобы попасть внутрь, нередко приходилось выстаивать в очередях (конечно, очереди бывали и раньше, но в этом году их стало как-то особенно много). Хочется надеяться, что в следующем году проблема с крупной фестивальной сценой будет решена. Недосчитался 27-й WGT и ещё одного клуба - Altes Landratsamt. Но потери этого душного местечка со скверным звуком лично мне было совсем не жаль, даже несмотря на его отличное расположение в самом центре города.
В целом, несмотря на толкучку в клубах, у меня сложилось мнение, что на этот WGT приехало значительно меньше посетителей, чем в предыдущие годы. Возможно, виной тому не самый удачный состав фестиваля, но об этом ещё будет сказано в заключении к отчёту. Также показалось, что стало меньше ярких и оригинальных образов и меньше эпатажа. Правда, здесь стоит оговориться: на этот раз я не тусовался на «пикниках» (ни на викторианском, ни на стимпанковском) и не зависал в Агра-парке, где обычно дефилируют самые-самые неординарно одетые личности. Да и шестой визит на WGT тоже даёт о себе знать: с каждым годом всё меньше обращаешь внимание на окружающее тебя эпатажное «готьё». Но как бы то ни было, видеоролик, который прикреплён к данному отчёту самым первым, наглядно говорит, что с экстравагантными посетителями на WGT всё было в порядке.
Что порадовало, так это погода. Не было ни изнуряющей жары, ни вечного моросящего дождика, ни аномальных холодов. И хотя в четверг и пятницу всё-таки пришлось помёрзнуть и походить в куртках, дальше погода наладилась и установилась необычайно комфортной для фестиваля: днём по городу можно было перемещаться в одной футболке, но не прячась при этом от знойного солнца.
Wulfband (Sweden)
Выбор, куда отправиться в нулевой день, был невелик: либо на ди-джейскую вечеринку в Moritzbastei, либо на EBM Warm-Up в Felsenkeller. Честно сказать, ни то, ни другое меня не привлекало, так что было большое желание просто лениво погулять по городу или же вообще остаться в хостеле, сберегая силы в преддверии насыщенного первого фестивального дня. Но присутствие в лайн-апе EBM Warm-Up загадочной шведской банды Wulfband всё же заставило меня выбраться в Felsenkeller, хотя я всячески стараюсь избегать этот клуб - с вентиляцией там всё очень плохо, из-за чего площадка быстро превращается в сауну. В Felsenkeller я пришёл, когда выступление Wulfband было уже в самом разгаре. К сцене подобраться было уже нереально, поэтому пришлось наблюдать издалека. Легенда гласит, что двое участников этой группы являются известными музыкантами, которые не хотят афишировать свою причастность к «тёмной сцене», поэтому скрывают имена и выступают в масках. Что ж, в это охотно можно поверить, глядя на то, с какой уверенной и профессиональной самоотдачей эта банда работает на сцене. Вокалист, чьё лицо было обмотано какой-то тряпкой, бегал по сцене словно безумный и истерично кричал. Второй участник, тоже скрывшийся за маской, неистово молотил по ударной установке, добавляя жару. В какой-то момент группа решила, что угара она выдаёт недостаточно, и на сцене появился ещё один участник, а точнее, участница. Девушка начала дубасить по барабанам, и втроём Wulfband превратили концерт в одно сплошное EBM-рубилово. При этом все треки были очень короткими, в среднем по 2,5 - 3 минуты, что не совсем типично для EBM. И хотя Wulfband принято относить к олдскульному «электро бади», но по своей яростной и ломовейшей энергетике это уже нечто совсем иное. Даже сложно как-то обозначить их стиль. Скажем так, это первобытный панк-угар в EBM-оболочке. И если вы пришли на концерт Wulfband, желая услышать привычные холодные EBM-ритмы и отстранённый вокал, то, скорее всего, разочаруетесь. Но если же вы давно мечтали выплеснуть наружу накопившуюся энергию, устроить слэм и окунуться в пучину танцевального безумия, то Wulfband - это именно то, что надо! В записи я вряд ли буду слушать эту группу, но если выпадет шанс увидеть Wulfband ещё раз, обязательно повторю свои впечатления.
Остальные две команды EBM Warm-Up - Plastic Noise Experience и Portion Control было решено не смотреть и поехать отдыхать в хостел. Хотя может быть и зря. В то время как мы с друзьями устроили афтепати в номере с горячительными напитками, один из наших товарищей пожелал остаться на концерте. И через некоторое время мой мессенджер Фэйсбука стал разрываться от его сообщений, из которых следовало, что Portion Control - это оргазм :) Пришлось даже немного позавидовать, ну да ладно - как-нибудь в другой раз :)
День 1 (18.05.2018)
Ранним утром часть нашей синтемовской команды, включая меня, synhtebm, Polyrhythm и alex_alive, отправилась в Магдебург. За предыдущие поездки на WGT Лейпциг был основательно осмотрен, и захотелось чего-то нового. Рядом с Лейпцигом расположено несколько крупных городов, среди которых Эрфурт, Хемниц и Халле, но наш выбор пал на Магдебург, находящийся в полутора часах езды от «столицы WGT». И хотя по немецким меркам Магдебург считается большим городом (232 тысячи жителей), после Лейпцига он показался тихой и сонной провинцией с пустынными улицами и немногочисленными прохожими, среди которых встречались и посетители WGT. За четыре часа мы посмотрели основные достопримечательности города, включая величественный Магдебургский собор и зелёную цитадель - необычное здание причудливой формы без единой прямой линии. Культурная программа была выполнена, и пора было возвращаться в Лейпциг, чтобы успеть на вечерние концерты.
Guerre Froide (France)
Первый фестивальный день начался с клуба Stadtbad и концерта пионеров французского колдвейва Guerre Froide (название переводится как «холодная война»). Группа образовалась ещё в 1980 году, но просуществовала всего два года. В 2006 году проект внезапно ожил силами вокалиста Yves Royer и выпустил несколько альбомов, включая диск «Coruscant», изданный в 2017 году. На WGT Guerre Froide выступали вчетвером - два гитариста, вокалистка и сам Yves Royer. В музыкальном плане это был самый настоящий coldwave / minimal synth с зацикленными мелодиями, гипнотическими звуковыми пульсациями и, очевидно, глубокими текстами, которые, правда, мне не суждено было понять, т.к. всё исполнялось исключительно на французском. Вряд ли стоит ожидать от такого консервативного стиля, как coldwave, чего-то особенного на сцене, но музыканты старались, как могли. Вокалистка запускала в зал бумажные самолётики, а весь концерт сопровождался видеорядом, где мелькали как абстрактные зарисовки, так и документальные кадры (особенно запомнился момент, когда показывали Японию - предположительно середины XX века). Но в какой-то момент мне стало скучно. Самого известного хита группы «Demain Berlin» я так и не дождался (потом выяснилось, что они его всё-таки спели), плюс ко всему стал сильно раздражать писклявый голос вокалистки, не попадавшей в ноты. Досматривать до конца выступление Guerre Froide я не стал и поехал в «Морицбастай» на другую группу.
Vogon Poetry (Sweden)
После скучных Guerre Froide очень хотелось взбодриться, и три весёлых шведа из Vogon Poetry с первой же песни подняли мне настроение. Странно, что раньше я не обращал на них внимания, ведь музыка была самая что ни на есть моя - лёгкий и незамысловатый синтипоп в стиле Erasure и раннего Depeche Mode. Стоит также отметить хорошо поставленный вокал фронтмена. Всё звучало качественно и очень гармонично. Вокалист перед каждой песней отпускал какие-то шутки, постоянно приговаривая, что это такой «шведский юмор». За 40 минут выступления Vogon Poetry умудрились сыграть не только свои песни, но и пару каверов - S.P.O.C.K «In Space No One Can Hear You Scream» и IAMX «Spit It Out».
E-Craft (Germany)
Немецкую EBM-команду E-Craft я однажды уже видел на фестивале NCN в 2015 году, и тогда они отыграли концерт вдвоём. На WGT же музыканты выступили в расширенном составе: кроме Guido Henning и Jan Abraham на сцену вышли клавишник, гитарист и ударник. Звук заметно утяжелился, добавив музыке группы ещё больше драйва. Некоторые песни Guido и Jan исполняли, что называется, в «два горла»: сухой и жилистый Jan Abraham выходил из-за своего синтезатора и начинал выкрикивать слова песен на пару с основным вокалистом Guido Henning. В целом, концерт E-Craft получился, как всегда, бодрым, энергичным, разухабистым, но весьма предсказуемым. Чем-то всё это напоминало Funker Vogt, только в более упрощённом виде.
Сет-лист:
01. Intro
02. Down Under
03. Fuckers & Pricks
04. Book of Anger
05. Brich es
06. Electrocution
07. Humanity
08. ReArrested
09. Gone
10. Gerichtet
Scheuber (Germany)
Хэдлайнером концертного вечера в «Морицбастае» стал клавишник Project Pitchfork Дирк Шойбер со своим сольным проектом Scheuber. За последние пару лет Дирк выпустил два полноформатных сольника на лейбле Trisol и, видимо, неплохо раскрутился как самодостаточный музыкант вне Project Pitchfork. В своё время я пытался вникнуть в его творчество и честно прослушал оба альбома, но ни одна песня меня не цепанула. Была надежда, что вживую всё будет иначе. Но чуда не случилось. Со сцены лилась какая-то однообразная музыкальная мешанина из electronic / alternative pop и «ИБиЭмистого» синтипопа, и всё это сопровождалось очень слабым вокалом Дирка. Концерт не оставил абсолютно никаких эмоций. Самое скучное выступление WGT 2018.
Сет-лист:
01. Space
02. Human
03. Vibes
04. Averell
05. Spiritwalker
06. Unbound
07. Form
08. Metabeats
09. Wire
10. Rumors
11. Out Of Time
День 2 (19.05.2018)
Второй и третий день WGT значительную часть времени я провёл на open-air площадке Non Tox. Об этом месте я уже рассказывал в предыдущих отчётах. Если вкратце, Non Tox - одна из самых удалённых локаций фестиваля. И выглядит она соответствующе: сцена находится среди промышленных зданий и стройплощадок, и иногда кажется, что ещё вчера тут ездил бульдозер и сгребал строительный мусор. Впрочем, всё это придаёт локации некую индустриальную атмосферность и привлекательность, и я ни в коем случае не предъявляю никаких претензий организаторам. Единственное, далеко не все группы тут одинаково хорошо воспринимаются при дневном свете на открытом воздухе, но приходится довольствоваться тем, что есть. Non Tox по-прежнему не включают в официальную программу «Треффена», но тем не менее в этом месте всегда можно посмотреть интересные команды - от малоизвестных и начинающих проектов до весомых единиц «тёмной сцены».
Evo-lution (Germany)
Концертная суббота стартовала у меня с выступления немецкой формации Evo-lution, которые называют свой стиль «military electro pop». Группа исполняет добротный EBM / futurepop, достаточно простой и понятный, в типичной для немецкой сцены стилистике. Вокалист сурово маршировал у микрофона, клавишник величаво возвышался над синтезатором, а третий участник наяривал на электронных ударных и пафосно играл на басухе. Особо тут добавить нечего, хочется лишь отметить трек «Stand Up», который меня хорошенько прокачал, и на протяжении всей песни хотелось маршировать в один такт с фронтменом.
The Saint Paul (Germany)
Одних немецких фьючепопперов сменили другие - The Saint Paul. В сравнении с Evo-lution звучок стал более плотным, музыка - более качёвой, а вокалист - более подвижным. Драйва добавляла и серьёзная ударная установка, которая органично вписывалась в танцевальную музыку проекта. Но несмотря на всё это, выступление меня ничем не тронуло. Похоже, группа решила сделать ставку на свой последний альбом «Three», не сыграв некоторые ключевые треки. Ну как же было не спеть «Unempathic (V2)»? Помнится, когда три года назад я услышал эту композицию, захотелось воскликнуть: «Futurepop жив!». Но именно этого трека в Non Tox я так и не дождался.
Intent:Outtake (Germany)
Выступление немецкого дуэта Intent:Outtake стало наиболее интересным из того, что уже было увидено в этот день в Non Tox. Группа играет агрессивный futurepop / EBM, иногда переходящий в дарк электро. С первой же песни их музыка меня очень воодушевила, а флюиды яростной энергии вокалиста сразу же захватили всю площадку, и народ стал танцевать и подпевать. Образ музыкантов был под стать их жёсткой музыке: на сцене находились два суровых коренастых мужика, чьи лица были разрисованы краской, впереди сцены лежал череп, а синтезатор был накрыт камфуляжной сеткой. Внимание привлекала и микрофонная стойка, конструкция которой напоминала позвоночник, «украшенная» сверху головой куклы и какой-то штуковиной, похожей на противогаз. Очень хотелось досмотреть Intent:Outtake до конца, но надо было выдвигаться на другую площадку. Совместное выступление группы с Chris L (вокалистом Agonoize и Funker Vogt) я уже не застал.
Aeon Rings (USA)
Увидеть выступление нью-йоркского дуэта Aeon Rings было моей главной «хотелкой» на этом WGT. За группой я слежу с 2012 года - ещё когда они назывались Night Vision. В своё время очень зацепил их меланхоличный и мрачный synthpop / indie electropop с приятным и зычным вокалом. Выступление выглядело стильным и атмосферным: в ядовитых фиолетово-зелёных лучах клуба Moritzbastei фронтмен группы Davey Partain в чёрных очках и косухе экспрессивно перемещался по сцене, вставал на колени и, казалось, полностью растворялся в своих тёмных synthpop-мелодиях. Но если быть объективным, концерт получился не совсем таким, каким я его ожидал увидеть. Во-первых, тот вокал, который так отлично воспринимался на студийных записях, вживую звучал глухо и не очень впечатляюще. Не знаю, в чём причина - хотелось бы верить, что виной тому всего лишь плохо отстроенный звук. Во-вторых, очень разочаровал сет-лист: не сыграли ничего с дебютного EP «Night Vision» (даже хит «Betrayal»), да и с мини-альбома «Floods» часть интересных треков осталась «за бортом». Зато прозвучало несколько совершенно неизвестных песен, которые, вероятно, войдут в новый релиз Aeon Rings. Конечно, я как следует отвёл душу под свою любимую песню «Drowning», да и в целом был рад, что наконец-то вижу группу на расстоянии вытянутой руки, но ощущение некой неудовлетворённости от концерта всё же осталось. Неоднозначность выступления была компенсирована интересным мерчендайзом, который Aeon Rings привезли с собой. Сразу же после концерта я метнулся к столу с мерчем и купил футболку, диск «Floods» и значок, а потом ещё немного пообщался с самим Davey Partain.
First Hate (Denmark)
Дуэт First Hate наряду с такими проектами, как Lust For Youth и Soho Rezanejad, является ярким представителем так называемой новой датской synth-волны. Эти датчане исполняют синтипоп, но совсем не такой, к которому многие из нас привыкли. Синтипоп в исполнении First Hate может показаться каким-то неправильным: он может быть нарочито небрежным, местами слишком примитивным или, наоборот, чересчур экспериментальным, тесно переплетаться с minimal synth и indie electro… Иными словами, такая музыка может совсем «не зайти» любителям De/Vision и Melotron, но зато запросто будет востребована 20-летними «даркхипстерами». Возможно, именно благодаря популярности у молодых слушателей группа за пять лет своей деятельности смогла очень быстро раскрутиться и набрать 100-тысячные просмотры на YouTube, чему некоторые звёзды первого synthpop-эшелона могут только позавидовать. Выступление выглядело очень минималистичным: без каких-либо элементов шоу, на сцене просто находились двое молодых ребят, похожих скорее на пацанчиков с заводского района, чем на утончённых синтипопперов. Но вокалист благодаря своей харизме буквально «сделал» всё шоу. Он двигался как на шарнирах и будто бы вообще не останавливался ни на секунду, устраивая на сцене зажигательные и причудливые танцы. Ну а когда во время песни «The One» фронтмен стал выразительно наигрывать на губной гармошке, сомнений больше не осталось - только что я посмотрел одно из лучших выступлений на этом WGT, а сами First Hate стали для меня главным открытием фестиваля. К сожалению, на YouTube не удалось найти видео с концерта First Hate на «Треффене», но зато можно посмотреть их полный лайв в Санкт-Петербурге, который с успехом прошёл в начале января 2018 - YouTube.
Mr. Kitty (USA)
На субботний вечер у меня было запланировано ещё одно выступление, и я переместился из «Морицбастая» в Stadtbad на концерт Mr. Kitty. Музыка этого американского synthpop-проекта мне всегда казалась слишком лёгкой и мягкотелой, и потому сложно было представить, что его вдруг заявят хэдлайнером в таком большом клубе. Но как же я ошибался! Выступление получилось просто огонь! «Мистер Кошечка», с ног до головы одетый во всё белое, вовсю отжигал на сцене под сочный и хитовый танцевальный электропоп и заводил публику. Динамичный звук и завораживающий мерцающий свет на этом сете воспринимались настолько гармонично, что оторваться от шоу было невозможно. За музыкальную часть на концерте отвечал второй участник проекта, который стоял справа от сцены, но и сам Mr. Kitty также постоянно подбегал к своему синтезатору и что-то там наигрывал. Кроме своих песен, музыканты сыграли два кавера - «Kathy’s Song» Апоптигмы и Enjoy The Silence сами знаете кого :) Купив после концерта футболку с котиком и сделав селфи с Mr. Kitty, я отправился в хостел, где меня ждала афтепати с бутылкой ягермайстера «промышленных масштабов» :)
День 3 (20.05.2018)
На любом WGT рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь, что хочешь быть сразу одновременно на нескольких площадках. В этом году таким днём стало воскресенье, 20 мая. Все самые интересные для меня выступления организаторы умудрились зафигачить примерно в одно и то же время на трёх удалённых друг от друга локациях. Приходилось выбирать: либо идти в Агру на душевных синтипопперов Elegant Machinery, либо в Stadtbad на зажигательных EBM-щиков Spark! и Sturm Café, либо на заморских гостей из Калифорнии The New Division. После некоторых колебаний фестивальная дилемма была решена в пользу американцев (которые неизвестно ещё когда приедут в Европу). Но сам концертный день начался с просмотра совсем других выступлений, причём в этот раз на редкость очень рано - уже в час дня я вместе с synhtebm и Polyrhythm приехал в Non Tox, чтобы увидеть три не слишком известные, но интересные немецкие группы.
Alphamay (Germany)
Дуэт Alphamay, обозначающий свой стиль как «electronic avantgarde», на самом деле играет synthpop / futurepop с элементами gothic synth. Оба участника эффектно смотрелись на сцене: высокий и статный длинноволосый фронтмен в тёмных очках и клавишник с ирокезом, который сидел за синтезатором в инвалидном кресле и иногда также выступал в роли вокалиста. В середине выступления случился неприятный казус: фронтмен вышел на постамент, чтобы быть поближе к зрителям, но, сделав шаг назад к основной сцене, оступился, и его нога угодила в расщелину. Скорчившись на секунду от боли, вокалист быстро поднялся и невозмутимо продолжил петь. Концерт Alphamay длился стандартные 45 минут, и за это время музыканты сыграли не только свои треки, но и отдали уважение восьмидесятым, спев кавер на Yazoo «Don’t Go».
Сет-лист:
01. Intro
02. The God Games
03. Missing Me
04. Serenity
05. Decay Of A Dream
06. Black Parasite
07. On The Other Side
08. Flat Earth Flat Head
09. Low In Love
10. C = 64
11. The Carousel
12. Don’t Go
Reichsfeind (Germany)
Молодой немецкий one-man synthpop проект из Франкфурта Reichsfeind в прошлом году выпустил дебютный альбом «Living In Space», спродюсированный Каем из Wynardtage. Поэтому совсем неудивительно было увидеть на сцене за клавишами самого Кая. Основной же участник скромно стоял посередине сцены у микрофона и пел свои песни. Своё творчество проект строит на ненависти к тоталитаризму, расизму и прочим угнетениям и притеснениям, да и само название Reichsfeind звучит многозначительно - «враг империи». В выступлении же не было ничего необычного, но явно прослеживалось, что в начале исполнялись самые мягкие и мелодичные песни (в том числе настоящий synthpop-хитяра «Fill The Void»), а ближе к завершению пошли уже более жёсткие и агрессивные треки, в том числе «Detox», на который был снят клип.
Сет-лист:
01. Welcome To The World
02. Soulpaint
03. Mute
04. Mountains
05. Chasm Walk
06. Fill The Void
07. Stalker
08. Dervish
09. Detox
Caisaron (Germany)
Дрезденский synthpop-проект Caisaron существует уже более 10 лет, но вряд ли может похвастаться особой популярностью. Проект - типичный середнячок для немецкой «тёмной сцены». Но всё же есть у них одна фишка - мужской и женский вокал, и это тот случай, когда на группу лучше смотреть, чем просто слушать. На концерте всё внимание было приковано к вокалистке Angela Blackfield, которая, можно сказать, и сделала всё шоу. На первой песне она вышла в образе бабочки и стала изящно танцевать и петь, а потом закрыла крыльями второго участника. Но уже на следующей композиции Ангела «скинула крылья» и предстала перед публикой в обтягивающем латексном платье. С музыкальной точки зрения концерт Caisaron меня мало чем зацепил, да и вокальные данные у Ангелы очень и очень средненькие. Но её сексуальные движения и танцы с микрофонной стойкой приятно вспомнить и сейчас, набирая этот отчёт.
Сет-лист:
01. Intro
02. Return
03. Two Souls
04. Jagdzeit
05. Never End
06. Don’t Run Away
07. Preis Der Wahrheit
08. Alone
09. Dream
10. Forgotten Souls
11. Knebel
12. Einsam
13. Deep Inside
The New Division (USA)
Американскую synth-rock / new wave команду The New Division я впервые услышал в 2011 году, и они меня покорили своим свежим гитарно-электронным звучанием и хитовым потенциалом песен. Ради них пришлось пожертвовать не менее интересными группами, выступавшими параллельно на других локациях фестиваля. The New Division были заявлены в клубе Haus Leipzig, с которым мне ещё только предстояло познакомиться. Что можно сказать об этой площадке? Расположена она в центре города, внешне чем-то напоминает бывший дом культуры, а сцена размещена там на втором этаже. В целом всё очень даже неплохо: просторный танцпол, хороший звук и удачная геолокация. Музыканты выступали втроём: вокал, гитара и живые ударные, а вся электроника шла с подложки. На концерт американцев пришло неприлично мало народа: я спокойно встал в первом ряду, а вокруг было очень свободно. Возможно, причиной тому стали те самые накладки в расписании: люди тупо предпочли идти на более известные имена. Как бы то ни было, концерт получился отличным: The New Division сыграли неплохую подборку треков, включая такие хиты, как «True Lies» с длинным завораживающим вступлением и мелодичную «Opium». Странно только, что не было треков со свежего EP «Fader» - очень ждал «One Night In Tokyo», но увы.
Vomito Negro (Belgium)
На концерт следующих двух групп я переместился в Stadtbad. C каждым годом этот клуб нравится мне всё больше и больше, а WGT 2018 и вовсе стал у меня рекордным по посещаемости данной локации. Вечер в «Штадтбаде» начался с выступления Vomito Negro, которые наряду с Front 242 являются одними из основоположников бельгийской EBM-сцены. Возможно, это был самый нетипичный и мрачный для меня EBM-концерт. Монотонные биты, грохочущие звуки, видеоряд с черепами, хирургическими инструментами, шприцами и прочими странными штуками создавали атмосферу тотального мрачняка, мистики и ритуальности. Вокалист был максимально отстранён и совсем не общался с публикой, придавая выступлению ещё больше загадочности.
Klutae (Denmark)
Концерт Klutae (сайд-проект Клауса Ларсена из Leaether Strip) выглядел как полная противоположность предыдущему Vomito Negro. Это был по-молодецки задорный, танцевальный «одноклеточный» EBM с абсолютно рок-н-ролльным настроением. На сцене был один только Клаус, но он, что называется, давал жару. Можно только позавидовать его энергии: весь свой сет этот немолодой уже дядька весьма грузной комплекции скакал по сцене как угорелый и орал в микрофон. Народ колбасился и устраивал слэм, а среди зрителей был замечен Mr. Kitty, пришедший поддержать «коллегу». Концерт состоял как бы из двух частей: первую половину выступления Ларсен исполнял песни Klutae, а завершил свой сет целой обоймой треков из огромного «наследия» Leaether Strip. Я ни разу ни поклонник творчества Клауса Ларсена, потому вряд ли смогу провести чёткую грань между двумя его проектами. Наверное, единственное тут отличие - это то, что Klutae звучит более простецки и угарнее, и в рамках этого «ответвления» Клаус отрывается по полной, отбрасывая все EBM-шаблоны.
Сет-лист:
01. Submission
02. The Wire and The cuffs
03. Wake Up The Punks
04. Insect King
05. Bones in the Furnace
06. Nosecandy (Leæther Strip cover)
07. Long Live EBM
08. Slippery When Dead
09. Tired of You
10. Electro Punks Unite
11. Desert Storm
12. Tequila Slammer
Leæther Strip Encores:
13. Japanese Bodies
14. Strap Me Down
15. Evil Speaks
16. Civil Disobedience
17. Kiss My Deutschland
The Jesus And Mary Chain (UK)
Обычно ни один WGT не обходится без «midnight guests» (ночных гостей), в качестве которых выступают именитые команды с большим послужным списком и всяческими регалиями, зачастую даже не всегда стилистически подпадая под формат фестиваля. В этом году такими звёздами стали герои британского альтернативного рока и пост-панка The Jesus And Mary Chain, которые были заявлены в Агре на половине первого ночи. Путь из «Штадтбада» в Агру был неблизкий - пришлось минимум полчаса пилить на трамвае. Услышав славянскую речь, к нам подсел какой-то серб и стал с радостью говорить, что он и его приятель давно искали русских на фестивале и вот наконец это случилось. Удивившись низкими ценами лоукостера «Победа» (который недавно начал летать напрямую из Москвы в Лейпциг) и высказав своё неодобрительное отношение к площадке Агры, наш неожиданный балканский «приятель» вылез на остановке где-то в центре, а мы продолжили свой путь.
The Jesus And Mary Chain отыграли почти двухчасовой концерт, но меня они разочаровали. Почему-то думалось, что группа будет звучать «нововолново» и по-постпанковски, но на деле вышло, что смотришь просто хорошую и качественную альтернативную рок-команду. Это была сочная гитарная музыка, с несколькими хитами, записанными ещё в 80-е («April Skies», «Just Like Honey»), неплохим вокалом - всё это чем-то напоминало New Order, но лишь очень и очень отдалённо. Было сильное желание услышать трек «Happy When It Rains», но именно его почему-то не спели.
В тот момент, когда я уже хотел уйти с выступления, меня вдруг увидела девушка вокалиста Aeon Rings, и, восклицая «oh my god, oh my god», потащила куда-то вглубь зрительного зала. Её эмоциональная реакция объяснялась просто: в тот день я ходил в футболке Aeon Rings и не исключаю, что оказался единственным, кто купил этот образец мерчендайза на фестивале :) Протиснувшись сквозь толпу народа, я увидел вокалиста и клавишника Aeon Rings, которые тусовались с друзьями и наблюдали за концертом. Davey Partain был одет в такую же футболку, и мы сделали совместное фото. Правда, пообщаться не удалось, т.к. музыканты куда-то быстро свалили, и остаток выступления The Jesus And Mary Chain я досматривал уже в одиночестве.
Сет-лист:
01. Amputation
02. April Skies
03. Head On
04. Blues From a Gun
05. Black and Blues
06. Mood Rider
07. Far Gone and Out
08. Between Planets
09. Snakedriver
10. Teenage Lust
11. Nine Million Rainy Days
12. All Things Pass
13. Some Candy Talking
14. Halfway to Crazy
15. Darklands
16. Reverence
17. Just Like Honey
18. Cracking Up
19. In a Hole
20. War on Peace
21. Sidewalking
22. I Love Rock 'n' Roll
День 4 (21.05.2018)
Утром с некоторой завистью пришлось слушать от своих боевых товарищей рассказы про те выступления, которые прошли накануне и которые я пропустил. Про то, как зажгли Spark! и какой слэм под них устроили шведы, про то, как душевно прошёл концерт Elegant Machinery и как вся Агра пела хором «Save Me». Эх… будь проклято то расписание! Но впереди меня ждал ещё целый фестивальный понедельник, и надо было настраиваться на позитив. Съездив днём к памятнику Битве народов на встречу с друзьями и потусив с ними на пивном фестивале (который, кстати, уже не первый раз проходит параллельно с WGT), я отправился в Westbad на концерт Seelennacht.
Seelennacht (Germany)
Немецкий gothic synth проект Seelennacht хотелось посмотреть давно, но прежде не получалось попасть на его выступления. Многие сравнивают творчество Marc Ziegler (единственного основного участника) с Крисом Полем, и сходств действительно много: начиная от внешнего образа Марка и заканчивая наполнением самих песен. Но Blutengel, конечно, звучат пожёстче и помрачнее (да и «пожирнее» тоже - всё же более высокий уровень продакшена), в то время как Seelennacht - это прежде всего воплощение тёмной готической романтики и грустной лиричности. На сцене Marc Ziegler выступал не один: за музыкальную часть отвечал клавишник, а сам же фронтмен пафосно расхаживал и исполнял свои меланхоличные песни. Всё бы хорошо, но полностью концерт я осилить не смог. Никакого развития на сцене не наблюдалось, да и «загробный» вокал Марка в одной и той же тональности очень быстро надоел. В общем, сделал для себя вывод, что Seelennacht лучше слушать в записи. Досматривать выступление мы не стали и поехали в Средневековую деревню (Heidnisches Dorf).
Сет-лист:
01. Intro (Aufgang)
02. After the Rain
03. New Visions
04. Neuzeit
05. Die Zeit Zurückdrehen
06. Fährmann
07. Lovely Sins
08. Love is Torn Apart
09. Changes
10. Gaslicht
11. Regenmaschine
12. Keeping Hope
13. Schwarz Bewegt
14. Dankbarkeit
Heimataerde (Germany)
Выступление тевтонских EBM-щиков Heimataerde состоялось на территории Heidnisches Dorf, что было очень естественно и логично. Группа просто идеально вписывалась в атмосферу средневековой деревни с её палатками с крестьянской едой и необычными посетителями, некоторые из которых были одеты в шкуры животных и попивали вино из длинного рога. Всё творчество Heimataerde основано на мытарствах и странствиях некоего средневекового рыцаря, и на сцене эта концепция была воплощена в полной мере. Все четверо музыкантов (вокалист, гитарист, клавишник и ударник) были облечены в старинные плащи и кольчуги, а их лица и одежду «украшала» бутафорская кровь. Но главным действующим лицом шоу являлся пятый участник, который изображал того самого рыцаря. Весь концерт он с устрашающим окровавленным лицом ходил по сцене, беря в руки то меч, то боевой топор, то алебарду, изображая свои подвиги и скитания. Кульминацией шоу стала композиция «Hick Hack Hackebeil», когда вокалист посадил обессилевшего рыцаря на колени и «перерезал» ему горло, а на зрителей хлынул поток «крови». И хотя Heimataerde сыграли не так много старых песен, благодаря которым я в своё время обратил внимание на эту команду, в целом их выступление стало одним из самых ярких и зрелищных на WGT. Очень бы хотелось увидеть этот средневековый театр вновь.
Сет-лист:
01. Der Eid
02. Gotteskrieger
03. Aerdenbrand
04. Der Verfall
05. Weiß schwarz
06. Hoch hinaus
07. Dein Opfer
08. Koenig von Thule
09. Kaltwaerts
10 Gib mir
11. Die Erde verdreht sich
12. Wie ein Tier
13. Hick Hack Hackebeil
14. Heimataerde
Palast (Germany)
Берлинское synthpop-трио Palast в прошлом году выстрелило очень ярким дебютным альбомом и стало для меня одним из главных открытий-2017. Поэтому увидеть эту группу вживую было одним из моих обязательных пунктов концертной программы WGT. Приехав из Средневековой деревни в «Морицбастай», я удачно расположился в первом ряду и, ожидая появления группы, успел перекинуться парой фразой с немкой из Западной Германии, которая на удивление немного говорила по-русски. Тем временем на сцену вышли Palast всем своим составом: вокалист с белой изящной электрогитарой, клавишник и ударник. Музыканты сыграли почти весь материал со своего дебютника, включая такие яркие треки, как «Mirror Mirror», «Nightfall», но почему-то проигнорировав очень достойную вещь «Tell Me Why». Группа смотрится на сцене очень профессионально, а их музыка, состоящая из смеси синтипопа, электро-рока и нью-вейва, звучит оригинально и внушает надежду, что у музыкантов есть все шансы стать новыми героями немецкой электронно-альтернативной сцены.
God Module (USA)
Концертное расписание завершающего вечера выглядело настолько неинтересным, что после сета Palast встал вопрос, а куда же пойти. Продолжать тусоваться в «Морицбастае» и смотреть на готорокеров Still Patient? совсем не хотелось, ехать в «Штадтбад» к завершению концерта Trisomie 21 тоже было бессмысленно, оставалась Агра с dark electro хэдлайнерами God Module. Концерт этих американцев мне запомнился не столько музыкой, сколько внешним видом фронтмена. Наверное, это был самый крупный по комплекции вокалист «тёмной сцены» из всех, что я видел. Но грузный дядька отлично справлялся с ролью злобного даркэлектронщика: он корчил гримасы, делал устрашающие жесты и без конца терзал микрофонную стойку, которая была самым настоящим арт-объектом: она представляла собой человеческое туловище без рук, переплетённое ремнями и мерцающее подсветкой. Но выдержать выступление God Module целиком у меня не вышло: слышал я dark electro и покруче, а успех этой команды мне, честно сказать, не очень понятен. Отслушав шесть песен, я покинул Агру и поехал на трамвае в хостел. В голове вертелись лучшие моменты фестиваля, и постепенно приходило грустное осознание, что в очередной раз WGT пролетел как один миг…
Заключение
WGT 2018 получился очень странным. Возможно, по своему составу это был худший «Треффен» из всех, на которых мне доводилось бывать. Многие говорят, что на фестивале было не так много громких имён, и это действительно похоже на правду. Но дело тут не только в отсутствии большого числа ярких хэдлайнеров (за которыми я давно перестал гоняться), ведь даже среди групп «второго эшелона» наблюдалось не так много проектов, от которых бы меня реально «пёрло». Хотелось бы верить, что это только моё субъективное мнение, но уж слишком много похожих отзывов приходилось слышать от других. В общем, этот WGT выполнил для меня больше ознакомительно-познавательную функцию, что в принципе тоже неплохо. За четыре дня удалось посмотреть несколько интересных и самобытных команд и открыть для себя кое-что новое. Но, несмотря на все свои противоречия, WGT остается для меня одним из самых значимых музыкальных событий. Каждый раз это новые впечатления, новые дружеские приколы, новые приключения и новые знакомства. А значит, моя история WGT на этом не заканчивается. До новых встреч, Лейпциг!
Пятёрка лучших выступлений WGT 2018:
1. Mr. Kitty
2. First Hate
3. Heimataerde
4. Palast
5. Wulfband
Видео: Crazy Clip TV / svenhbremen / max kurbelkraft / Mark Roberts / Михаил Котов / TheManis666 / AsatrU dark / Cyberpagan
21 июня 2018 | Автор: Futurist | Просмотры: 4527 | Комментарии: 9
Поделись новостью с друзьями
Другие новости:
Комментарии (9)