Отчёт: 3D концерт Kraftwerk в Копенгагене (28.02.2015)
Дата: 28 февраля 2015
Страна: Дания
Место проведения: Копенгаген, DR Koncerthuset
Инфо: Website
Текст: Futurist
Фото: Futurist, материалы с flickr.com и wikipedia.org
Видео: Brian Skjershede Nielsen / pnch64
Вступление
Kraftwerk – та группа, которую можно представить без особых распинаний. Пионеры электронной музыки, революционеры поп-сцены, электробоги, люди-роботы – пожалуй, именно такие ассоциации в первую очередь возникают при упоминании имени этого культового немецкого квартета. Но так ли много мы действительно знаем о Kraftwerk? Сложно ответить на этот вопрос однозначно, но факт остаётся фактом – все официальные 45 лет своего существования (а фактически – немногим даже больше) легендарный коллектив из Дюссельдорфа был и остаётся одной из самых закрытых групп в мире, история которой до сих пор в какой-то мере окутана тайной и вызывает много вопросов, а отвечать на эти вопросы музыканты не очень-то торопятся. В конце 90-х после долгих лет затишья и единичных концертов музыканты, наконец, вышли из небытия и начали активную студийную и гастрольную деятельность. Выпущенный в 2003 году альбом “Tour De France Soundtracks” и последовавший за ним мировой тур показали, что Kraftwerk по-прежнему в строю и всё ещё невероятно популярны. Ошеломительный успех выступлений вдохновил группу на дальнейшее совершенствование своей концертной деятельности. Вслед за переизданием в 2009 году восьми студийных альбомов, от “Autobahn” до “Tour De France Soundtracks”, под общим названием “Der Katalog”, группа перешла к принципиально новому формату выступлений – концертам в формате 3D, которые смело можно назвать феноменально инновационными шоу.
Kraftwerk XXI века
Что есть Kraftwerk сейчас? Всё что угодно, но только не группа в привычном понимании. Скорее, это имя, брэнд, явление, концепция, если хотите. И в первую очередь – это олицетворение конкретного человека – Ральфа Хюттера. Некоторые журналисты даже в шутку называют сегодняшний Kraftwerk словом “Ralfwerk”, подчёркивая тем самым, что все определяющие решения в группе теперь принимает только один человек – господин Хюттер. После того, как в 2009 году коллектив покинул один из его основателей, Флориан Шнайдер, Ральф остался единственным “роботом” из оригинального состава группы. Да, это по-прежнему квартет, но уже совсем с другими участниками. Помимо Ральфа, Kraftwerk сегодня – это Хеннинг Шмитц, Фриц Хильперт и Фальк Гриффенхаген. И если Хеннига и Фрица сейчас уже уверенно можно назвать полноправными членами коллектива (в составе проекта они уже около 20 лет), то Фальк примкнул к Kraftwerk лишь в 2012 году, заменив Стефана Пфаффе, отвечавшего в группе за программирование визуальных эффектов. Итак, как видно, группа живёт и здравствует. Так где же новые песни и новый альбом? Пожалуй, сейчас этот вопрос среди фанатов актуален как никогда. Думается, тут всё просто. Kraftwerk обессмертили своё имя ещё 30 лет назад и давно сказали своё веское слово в истории мировой музыки. Зачем изобретать велосипед, если можно эксплуатировать материал прошлых лет, разъезжая с концертами и зарабатывая баснословные гонорары? Возможно, альбом мы всё-таки когда-нибудь услышим. По крайней мере, есть сведения, что контракт на выпуск диска Kraftwerk якобы подписали ещё в 2009 году с лейблом “EMI Elektrola”. Но пока что слухи о выходе альбома так и остаются слухами.
Последние три года в истории Kraftwerk – не что иное, как череда бесконечных гастролей в разных уголках нашей планеты, где особую ценность представляют 3D концерты в рамках программы “The Catalogue 1 2 3 4 5 7 8”. Суть “Каталога” в том, что Kraftwerk дают восемь концертов подряд в каком-либо городе, каждый день играя только один из своих восьми классических альбомов, и, разумеется, разбавляя шоу основными хитами. Именно на выступление такого формата и было решено отправиться в Копенгаген. Какой ажиотаж творится вокруг концертов немецкого квартета, мне стало понятно уже на стадии покупки билетов. Зайдя на сайт спустя всего четыре часа с момента старта продаж, я увидел, как покупка билетиков на самые популярные шоу типа “Autobahn” и “The Man Machine ” оказалась уже недоступной, на другие же концерты самые козырные места были оперативно раскуплены. Более-менее неохваченным оставался “Technopop”, что было совсем не удивительным – этот альбом (первоначально выпущенный в 1986 году под названием “Elektric Café”) считается наименее успешным в дискографии групп. “Эх, была – не была”, - подумал я и, ткнув на экране монитора на свободное место в восьмом ряду партера, получил таки заветный пропуск на “Technopop”. Любопытно, что билет оказался вовсе не электронным. Спустя какое-то время я обнаружил в своём почтовом ящике конверт, внутри которого находился красочный билетик, где помимо прочего были напечатаны мои имя и фамилия. Так почему же всё-таки Копенгаген? Честно говоря, надежда на то, что Kraftwerk когда-нибудь вновь доберутся до России, тает у меня с каждым годом. А если добавить к этому, что Ральфу Хюттеру в 2015 году исполнится 69 лет, то неизвестно, как долго группа ещё будет продолжать гастролировать. Поэтому пришлось рискнуть и отправиться на три дня в датское королевство, где прежде я никогда не бывал, и на три дня из Футуриста превратиться в обычного туриста, но с чётко определённой музыкальной миссией.
Копенгаген
По опыту прошлых своих отчётов знаю, что многим посетителям интересно ознакомиться не только с рассказом о самом концерте, но и с заметками о городе. Поэтому позволю в этот раз уделить немузыкальной части репортажа немного больше слов, чем обычно. Если же кому-то это не интересно вовсе, прошу переходить сразу к концертному повествованию. Если верить всяким рейтингам, Копенгаген входит в десятку самых комфортных городов мира наряду с Веной, Цюрихом, новозеландским Оклендом и некоторыми другими (в то время как Москва занимает в этом списке лишь 167-е место). Не знаю, насколько всё это правда, но пребывание в датской столице вызвало у меня действительно приятное чувство умиротворения и при этом за три дня не возникло никаких неприятных ассоциаций с суетой мегаполиса. Но говорить о стопроцентном комфорте с моей стороны было бы лукавством. Самое некомфортное, что тут есть – это, конечно же, цены. Абсолютно на всё. Помня о своей прошлогодней поездке в Швецию, я уже готовился к тому, что придётся затянуть пояс потуже. В реальности же всё было ещё хуже – ценники оказались сущим адом. Не буду перечислять весь прейскурант, приведу лишь один пример – разовая поездка на метро тут стоит 236 рублей. Неудивительно, почему Копенгаген по праву считается велосипедной столицей Европы. С такими поездками в общественном транспорте сыт точно не будешь. А на велике пусть и сердито, зато дешёво, да ещё и для здоровья полезно. Метрополитен в Копенгагене, кстати – один из самых молодых и современных на территории Старого Света. Поезда тут управляются компьютерами, так что при желании можно расположиться на сиденье у лобового стекла и вообразить себя настоящим машинистом. Как и в Швеции, в датском королевстве повсеместно распространён безналичный расчёт. В этот раз было решено провести эксперимент – не снимать наличные, не прибегать к услугам обменников, а использовать только банковскую карту. Но в первый же день эта затея с треском провалилась. Когда к вечеру моё изголодавшееся тело захотело быстрого перекуса, попавшийся на глаза ларёк с хот-догами был как нельзя кстати. Однако к оплате там принимались только наличные или же датские карты. Деваться было некуда – пришлось тащиться к банкомату.
Дания – самое старое королевство Европы с большим культурным и архитектурным наследием. Центр Копенгагена – настоящий рай для туриста. Королевские дворцы, замки, парки, музеи, – всё это при желании можно внимательно и скрупулёзно изучать и осматривать, зависнув в столице минимум на парку-тройку дней. У меня же был режим цейтнота, так что времени хватило лишь на пешеходные прогулки по центру городу и беглому ознакомлению с основными достопримечательностями. Из того, что запомнилось больше всего - это, в первую очередь, набережная Нюхавн с её пряничными домиками всех цветов радуги (а ведь когда-то это был неблагополучный район борделей и дешёвых гостиниц), и, конечно же, самый узнаваемый и главный символ Копенгагена – статуя Русалочки. Наверное, нигде в датской столице нет такого скопления туристов, как у этой знаменитой скульптуры. Тем не менее, каким-то чудом я умудрился сделать селфи на фоне статуи таким образом, чтобы в кадр в очередной раз не попала рука какого-нибудь горе-туриста, хватающего бедную Русалочку за грудь и прочие части “тела”.
Отдельного упоминания заслуживает Христиания – свободный и непризнанный город-государство прямо в центре Копенгагена, населённый хиппи, растаманами и прочими маргинальными личностями. Здесь действуют свои законы и правила, есть свои магазины, кафе и рынки, а прямо на улицах можно купить лёгкие наркотики. Запах марихуаны и гашиша меня буквально преследовал, пока я перемещался по этому диковинному кварталу. Забавно, что при выходе из Христиании можно прочитать надпись “Теперь вы входите на территорию Евросоюза”. Вот так вот быстро, безболезненно и, главное, без всяких там виз, можно пересечь границу еврозоны, не покидая центра датской столицы. Единственное ограничение – в Христиании запрещена фотосъёмка. Исторический центр – не единственное место, которое стоит посетить в Копенгагене. Есть тут раздолье не только любителям старины, но и всяким там урбанистам-футуристам. Поселился я на окраине датской столицы в районе Эрестад. И хотя до центра приходилось добираться на метро, о своём выборе я не пожалел ни разу. Дело в том, что Эрестад считается одним лучших спальных районов в мире. В этом ультрасовременном месте нет ни одного одинакового здания. Каждое строение – прекрасный образец современной архитектуры. В домах, похожих на гигантские аквариумы, не принято застеклять балконы, а широкие окна от пола до потолка никто не занавешивает (такое же явление, кстати, можно наблюдать в Швеции и Голландии). Не знаю, насколько это имеет отношение именно к Дании, но где-то доводилось слышать, что такая традиция пришла из далёкого прошлого. Когда моряки уходили в плавание, их жёнам запрещалось зашторивать окна, чтобы соседи могли видеть, что благоверная не изменяет своему суженому, который отправился в дальнее странствие. Но, думаю, отсутствию штор на окнах есть и куда более логичное объяснение: датчане – нация открытая, и, по их мнению, всё, что они честно заработали, не должно быть скрыто от людей.
Концертный зал
В Эрестаде же находится и Danish Radio Koncerthuset (DR Concert Hall, т.е. концертный зал Датского радио) – именно в этом концертном зале проходила серия 3D выступлений Kraftwerk. Доподлинно известно, что на строительство Koncerthuset было потрачено 226 миллионов евро, и на сегодняшний день это самый дорогой в мире (!) музыкально-концертный комплекс. Здание впечатляет своим дизайном. Оно имеет прозрачные стены, и из-за меняющегося направления солнечных лучей в разные часы суток выглядит по-разному. Особенно эффектно DR Concert Hall смотрится вечером, когда начинает светиться в темноте голубыми огнями. Верхняя часть здания – это гигантский дисплей, а внизу, сквозь стеклянные стены можно видеть разноцветные светильники фойе. Чтобы попасть на концерт, одного билета было недостаточно. Обязательным требованием являлось предъявление удостоверения личности (т.к. билеты, напомню, были именными), о чём всех посетителей заблаговременно предупредили рассылкой по электронной почте. Благополучно пройдя контроль, я оказался в многолюдном фойе, где шла бойкая торговля пивом, лёгкими закусками и, конечно же, мерчем. К огромному разочарованию, прилавок с мерчендайзом принимал только наличные, так что ни футболки, ни плаката, ни красочного фотоальбома мне не досталось. Но всё это в тот момент казалось сущим пустяком. Ведь до осуществления давней музыкальной мечты меня отделяли считанные минуты. Взяв 3D очки, я поспешил занять своё место. Костяк аудитории составляли мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, что совсем не удивительно, ведь Kraftwerk всегда считались “мужской” командой. Конечно, можно было наблюдать и представительниц прекрасного пола, но, думаю, в основном это были дамы, пришедшие поддержать своих кавалеров. Публика не очень-то спешила к своим позициям, предпочитая разогреваться в фойе, а некоторые усаживались в кресла, запасливо держа в руках сразу два стакана с пивом. Зал вместимостью 1800 человек был разделён на три сектора – партер, балкон и боковые террасы. Мои переживания по поводу неудачно выбранного места рассеялись мгновенно. Позиция в партере оказалась почти идеальной – гигантский экран и все четверо участников располагались ровно по центру. Обзор был просто отличным.
Концерт
В Копенгагене Kraftwerk решили отыграть восемь концертов стахановским методом: сразу по два выступления в день, то есть на протяжении 4 дней подряд, с 26 февраля по 01 марта. Мой концерт “Technopop” был вторым за этот день и начался в 22.30, а всего каких-то полтора часа назад группа только-только закончила играть “Computer World”. Шоу началось чётко по расписанию. Под неспешное интро и медленно гаснущий свет распахнулся занавес, и сотни глаз в 3D очках устремили свои взоры на сцену. Описывать концерт Kraftwerk, да ещё в 3D формате, непросто. По сути, все два часа зрители видят одно и то же: как четыре фигуры невозмутимых мужчин в облегающих светоотражающих костюмах, вызывающих ассоциацию с фильмом “Трон”, колдуют над своими синтезаторами и прочими хитрыми девайсами, а на их фоне друг друга сменяют видеоинсталляции – специально сочинённый для каждой композиции видеоряд. Словесное описание вряд ли сможет передать то, что можно прочувствовать только собственными глазами и ушами. Но всё-таки попробую, насколько это возможно, рассказать о наиболее интересных моментах выступления. Первая часть шоу, как и полагалось по регламенту, посвящалась альбому “Technopop”. С одной стороны, это вряд ли можно было назвать самой захватывающей частью выступления, с другой – следует признать, что только в рамках “Технопопа” можно услышать вживую такие редкие композиции, как Electric Café и The Telephone Call. И хотя это далеко не визитные карточки группы, по-своему они тоже интересны. К тому же многие считают, что именно “Technopop” (он же “Electric Café”) является самой недооценённой пластинкой Kraftwerk. Тут сложно что-то возразить, но есть мысль, что выпусти они этот альбом не в 1986 году, а сразу вслед за суперпопулярным “Computerwelt” (1981), в году этак 82 или 83, пластинка имела бы больше шансов на успех. А в 1986 году поезд, можно сказать, уже уехал – к этому времени благодаря бурному развитию технологий и появлению огромного количества электронных поп-групп (прежде всего, в Британии) в мире музыки появилось немало знаковых альбомов, в сравнении с которыми крафтверковский “Electric Café” выглядел уже устаревшим и неактуальным. Но как бы то ни было, по прошествии 30 лет композиции с “Electric Café” всё равно кажутся невероятно гармоничными и совершенными. После того, как Ральф закончил петь про Sex Object, на экране появилась знакомая всем фанатам картинка со значком автомагистрали на голубом фоне. Зал заметно оживился и заёрзал на сиденьях: началось исполнение одной из самой прорывных композиций группы – Autobahn. В оригинале эта монументальная ода путешествию на автомобиле длится 22 минуты, в концертной же версии её урезали до 9 минут, но, тем не менее, сохранив все основные ключевые моменты. 3D эффект был просто ошеломительным – создавалось настоящее ощущение нахождения в салоне мчащегося по шоссе автомобиля: на экране возник фрагмент объёмного руля, сверху можно было видеть зеркало заднего вида, а мимо проносились “фольксвагены-жуки”, ‘мерседесы” и прочие представители немецкого автопрома 70-х. Довершали эффект присутствия повторяющиеся декламации Ральфа Хюттера: “Wir fahr’n, fahr’n, fahr’n auf der Autobahn” (“Мы едем-едем-едем по автобану”). Одним словом – очень мощная и, можно даже сказать, гипнотическая электронная композиция! Вслед за “Автобаном” была исполнена ещё одна визитная карточка группы – Radioactivity. Вступительные тревожные звуковые сигналы счётчика Гейгера пробрали до мурашек, после чего на экране появился международный знак радиации – жутковатая пиктограмма трилистника с жёлтыми и красными лучами, и названия городов, ставших жертвами разрушительной силы атомной энергии – Чернобыль, Харрисбург, Селлафилд и Хиросима. Как известно, в 1991 году Kraftwerk полностью переписали текст данной композиции, превратив её из песни, воспевающей радиоактивную энергию, в песню-предупреждение о том, насколько небезопасна атомная энергетика. Именно эта версия антиядерного гимна и была исполнена на концерте. Интересно, что после аварии на Фукусиме в 2011 году Kraftwerk вновь подвергли лайв-версию Radioactivity небольшой корректировке. Теперь первый куплет Ральф поёт на японском языке, а к появляющимся на экране городам-жертвам добавлена также Фукусима. Если говорить в целом об аранжировках треков, звучавших на концерте, то все они в той или степени были переработаны и отличались от альбомных версий. Всё это, несомненно, делало живое выступление Kraftwerk особенно ценным. Отдельно стоит сказать о звуке на концерте – это высший пилотаж. Всеобъемлющий, многослойный, он словно проникал внутрь и превращал зрителя в единое целое с этой уникальной мультимедийной феерией. Особенно запомнился момент, когда началось исполнение The Man Machine, и этот узнаваемый цокающий звук словно вонзили мне в мозг! Не знаю, было ли это оборудование непосредственно музыкантов или же самого концерт-холла, но на качестве и мощности тут явно не поскупились. Вряд ли когда-нибудь раньше я слышал такой идеальный живой электронный саунд. Визуальные эффекты поражали не меньше, чем звук. Цифры в хаотичном порядке словно выпрыгивали из экрана и впивались в тело (Numbers), мчащийся на всех порах поезд ехал прямиком на зрителей (Trans-Europe Express), а летящий искусственный спутник будто протыкал антенной, при этом создавался эффект присутствия на настоящей орбитальной станции (Spacelab). Надо отметить, что создатели видеоряда подошли к своей работе весьма креативно: во время исполнения Spacelab появилось изображение летающей тарелки, которая приземлилась прямо у здания копенгагенского концерт-холла, изображение которого было спроецировано на экран. Зрители оценили тонкий юмор и дружно захлопали. Наиболее бурными аплодисментами зал встретил песню The Model – пожалуй, самую попсовую в творчестве Kraftwerk. Популяризации способствовали различные перепевки “Модели”, самой известной из которых является кавер Rammstein. Во время песни на экране демонстрировались ретро видео с манекенщицами. Немного жаль, что некоторые свои песни Ральф исполнял на интернациональном английском. На мой взгляд, немецкоязычные оригинальные версии звучат у Kraftwerk гораздо гармоничнее и аутентичнее. Например, очень бы хотелось услышать не Computer Love, а Computerliebe. Одним из последних номеров выступления перед уход на “бис” стал трек Tour De France. Кажется, запев гимн знаменитой велогонке, Ральф Хюттер словно ожил и впервые стал похож на человека, а не на робота, сосредоточенного за непростой работой по извлечению электронных звуков. Велоспорт для господина Хюттера давно стал не просто отдушиной, а настоящим смыслом жизни. И если верить разным биографическим данным, велосипед в какой-то момент затмил для Ральфа Kraftwerk и стал для него важнее музыки. Бывшие участники Kraftwerk Карл Бартос и Вольфганг Флюр потом не раз вспоминали в своих интервью, что именно увлечение Ральфом велоспортом стало причиной столь длительной стагнации в творчестве Kraftwerk. Перед первым энкором занавес закрылся, и вскоре стало понятно, почему. Когда спустя несколько минут сцена вновь открылась взору, за синтезаторами уже не было людей. Их место заняли роботы, а точнее, одетые в красные рубашки и чёрные галстуки манекены – точные копии музыкантов. “Я твой слуга, я твой работник” – говорил по-русски неживой голос, а “роботы”, неторопливо вращаясь и размахивая руками, “исполнили” одноимённую композицию – ещё одну культовую вещь Kraftwerk. Это, конечно же, был самый кульминационный момент всего шоу! На втором энкоре Kraftwerk вновь предстали перед публикой как ни в чём не бывало и принялись за работу. Заключительная часть выступления началась с “велосипедной” части (Aéro Dynamik, Elektro Kardiogramm), а завершилась тем, с чего, собственно, и стартовала вся сегодняшняя концертная программа, - с треков “Технопопа”. Комичный и заводной номер “Боинг, бум, чщак!”, последовавший за ним Technopop и, наконец, Musique Non Stop – все эти три вещи шли нон-стопом и превратились в одну непрерывную 13-минутную композицию. Именно так Kraftwerk на протяжении последних лет закрывают концерты. По сложившейся традиции, в конце трека Musique Non Stop каждый участник исполняет свою сольную партию, после чего выходит на поклон к публике и удаляется через левую кулису. Когда три участника группы оставили свои инструменты, на сцене остался один Ральф. Наконец, и он закончил своё соло, и, неторопливо подойдя к левой части сцены и приложив правую руку к сердцу, поклонился залу и скрылся за кулисами. Аплодисменты не смолкали ещё несколько минут – до тех пор, пока в зале не включился свет. Двухчасовой концерт подошёл к концу, но хочется надеяться, что он останется в моей памяти навсегда. Можно как угодно относиться к Kraftwerk – говорить, что они мертвы и им давным-давно пора на покой, но нельзя не признать того факта, что группа уже обрела бессмертие. Ведь как сказал Ральф в одном из своих интервью, “ewig währt am längsten” (“у вечности долгий век”).
Страна: Дания
Место проведения: Копенгаген, DR Koncerthuset
Инфо: Website
Текст: Futurist
Фото: Futurist, материалы с flickr.com и wikipedia.org
Видео: Brian Skjershede Nielsen / pnch64
Вступление
Kraftwerk – та группа, которую можно представить без особых распинаний. Пионеры электронной музыки, революционеры поп-сцены, электробоги, люди-роботы – пожалуй, именно такие ассоциации в первую очередь возникают при упоминании имени этого культового немецкого квартета. Но так ли много мы действительно знаем о Kraftwerk? Сложно ответить на этот вопрос однозначно, но факт остаётся фактом – все официальные 45 лет своего существования (а фактически – немногим даже больше) легендарный коллектив из Дюссельдорфа был и остаётся одной из самых закрытых групп в мире, история которой до сих пор в какой-то мере окутана тайной и вызывает много вопросов, а отвечать на эти вопросы музыканты не очень-то торопятся. В конце 90-х после долгих лет затишья и единичных концертов музыканты, наконец, вышли из небытия и начали активную студийную и гастрольную деятельность. Выпущенный в 2003 году альбом “Tour De France Soundtracks” и последовавший за ним мировой тур показали, что Kraftwerk по-прежнему в строю и всё ещё невероятно популярны. Ошеломительный успех выступлений вдохновил группу на дальнейшее совершенствование своей концертной деятельности. Вслед за переизданием в 2009 году восьми студийных альбомов, от “Autobahn” до “Tour De France Soundtracks”, под общим названием “Der Katalog”, группа перешла к принципиально новому формату выступлений – концертам в формате 3D, которые смело можно назвать феноменально инновационными шоу.
Kraftwerk XXI века
Что есть Kraftwerk сейчас? Всё что угодно, но только не группа в привычном понимании. Скорее, это имя, брэнд, явление, концепция, если хотите. И в первую очередь – это олицетворение конкретного человека – Ральфа Хюттера. Некоторые журналисты даже в шутку называют сегодняшний Kraftwerk словом “Ralfwerk”, подчёркивая тем самым, что все определяющие решения в группе теперь принимает только один человек – господин Хюттер. После того, как в 2009 году коллектив покинул один из его основателей, Флориан Шнайдер, Ральф остался единственным “роботом” из оригинального состава группы. Да, это по-прежнему квартет, но уже совсем с другими участниками. Помимо Ральфа, Kraftwerk сегодня – это Хеннинг Шмитц, Фриц Хильперт и Фальк Гриффенхаген. И если Хеннига и Фрица сейчас уже уверенно можно назвать полноправными членами коллектива (в составе проекта они уже около 20 лет), то Фальк примкнул к Kraftwerk лишь в 2012 году, заменив Стефана Пфаффе, отвечавшего в группе за программирование визуальных эффектов. Итак, как видно, группа живёт и здравствует. Так где же новые песни и новый альбом? Пожалуй, сейчас этот вопрос среди фанатов актуален как никогда. Думается, тут всё просто. Kraftwerk обессмертили своё имя ещё 30 лет назад и давно сказали своё веское слово в истории мировой музыки. Зачем изобретать велосипед, если можно эксплуатировать материал прошлых лет, разъезжая с концертами и зарабатывая баснословные гонорары? Возможно, альбом мы всё-таки когда-нибудь услышим. По крайней мере, есть сведения, что контракт на выпуск диска Kraftwerk якобы подписали ещё в 2009 году с лейблом “EMI Elektrola”. Но пока что слухи о выходе альбома так и остаются слухами.
Последние три года в истории Kraftwerk – не что иное, как череда бесконечных гастролей в разных уголках нашей планеты, где особую ценность представляют 3D концерты в рамках программы “The Catalogue 1 2 3 4 5 7 8”. Суть “Каталога” в том, что Kraftwerk дают восемь концертов подряд в каком-либо городе, каждый день играя только один из своих восьми классических альбомов, и, разумеется, разбавляя шоу основными хитами. Именно на выступление такого формата и было решено отправиться в Копенгаген. Какой ажиотаж творится вокруг концертов немецкого квартета, мне стало понятно уже на стадии покупки билетов. Зайдя на сайт спустя всего четыре часа с момента старта продаж, я увидел, как покупка билетиков на самые популярные шоу типа “Autobahn” и “The Man Machine ” оказалась уже недоступной, на другие же концерты самые козырные места были оперативно раскуплены. Более-менее неохваченным оставался “Technopop”, что было совсем не удивительным – этот альбом (первоначально выпущенный в 1986 году под названием “Elektric Café”) считается наименее успешным в дискографии групп. “Эх, была – не была”, - подумал я и, ткнув на экране монитора на свободное место в восьмом ряду партера, получил таки заветный пропуск на “Technopop”. Любопытно, что билет оказался вовсе не электронным. Спустя какое-то время я обнаружил в своём почтовом ящике конверт, внутри которого находился красочный билетик, где помимо прочего были напечатаны мои имя и фамилия. Так почему же всё-таки Копенгаген? Честно говоря, надежда на то, что Kraftwerk когда-нибудь вновь доберутся до России, тает у меня с каждым годом. А если добавить к этому, что Ральфу Хюттеру в 2015 году исполнится 69 лет, то неизвестно, как долго группа ещё будет продолжать гастролировать. Поэтому пришлось рискнуть и отправиться на три дня в датское королевство, где прежде я никогда не бывал, и на три дня из Футуриста превратиться в обычного туриста, но с чётко определённой музыкальной миссией.
Копенгаген
По опыту прошлых своих отчётов знаю, что многим посетителям интересно ознакомиться не только с рассказом о самом концерте, но и с заметками о городе. Поэтому позволю в этот раз уделить немузыкальной части репортажа немного больше слов, чем обычно. Если же кому-то это не интересно вовсе, прошу переходить сразу к концертному повествованию. Если верить всяким рейтингам, Копенгаген входит в десятку самых комфортных городов мира наряду с Веной, Цюрихом, новозеландским Оклендом и некоторыми другими (в то время как Москва занимает в этом списке лишь 167-е место). Не знаю, насколько всё это правда, но пребывание в датской столице вызвало у меня действительно приятное чувство умиротворения и при этом за три дня не возникло никаких неприятных ассоциаций с суетой мегаполиса. Но говорить о стопроцентном комфорте с моей стороны было бы лукавством. Самое некомфортное, что тут есть – это, конечно же, цены. Абсолютно на всё. Помня о своей прошлогодней поездке в Швецию, я уже готовился к тому, что придётся затянуть пояс потуже. В реальности же всё было ещё хуже – ценники оказались сущим адом. Не буду перечислять весь прейскурант, приведу лишь один пример – разовая поездка на метро тут стоит 236 рублей. Неудивительно, почему Копенгаген по праву считается велосипедной столицей Европы. С такими поездками в общественном транспорте сыт точно не будешь. А на велике пусть и сердито, зато дешёво, да ещё и для здоровья полезно. Метрополитен в Копенгагене, кстати – один из самых молодых и современных на территории Старого Света. Поезда тут управляются компьютерами, так что при желании можно расположиться на сиденье у лобового стекла и вообразить себя настоящим машинистом. Как и в Швеции, в датском королевстве повсеместно распространён безналичный расчёт. В этот раз было решено провести эксперимент – не снимать наличные, не прибегать к услугам обменников, а использовать только банковскую карту. Но в первый же день эта затея с треском провалилась. Когда к вечеру моё изголодавшееся тело захотело быстрого перекуса, попавшийся на глаза ларёк с хот-догами был как нельзя кстати. Однако к оплате там принимались только наличные или же датские карты. Деваться было некуда – пришлось тащиться к банкомату.
Дания – самое старое королевство Европы с большим культурным и архитектурным наследием. Центр Копенгагена – настоящий рай для туриста. Королевские дворцы, замки, парки, музеи, – всё это при желании можно внимательно и скрупулёзно изучать и осматривать, зависнув в столице минимум на парку-тройку дней. У меня же был режим цейтнота, так что времени хватило лишь на пешеходные прогулки по центру городу и беглому ознакомлению с основными достопримечательностями. Из того, что запомнилось больше всего - это, в первую очередь, набережная Нюхавн с её пряничными домиками всех цветов радуги (а ведь когда-то это был неблагополучный район борделей и дешёвых гостиниц), и, конечно же, самый узнаваемый и главный символ Копенгагена – статуя Русалочки. Наверное, нигде в датской столице нет такого скопления туристов, как у этой знаменитой скульптуры. Тем не менее, каким-то чудом я умудрился сделать селфи на фоне статуи таким образом, чтобы в кадр в очередной раз не попала рука какого-нибудь горе-туриста, хватающего бедную Русалочку за грудь и прочие части “тела”.
Отдельного упоминания заслуживает Христиания – свободный и непризнанный город-государство прямо в центре Копенгагена, населённый хиппи, растаманами и прочими маргинальными личностями. Здесь действуют свои законы и правила, есть свои магазины, кафе и рынки, а прямо на улицах можно купить лёгкие наркотики. Запах марихуаны и гашиша меня буквально преследовал, пока я перемещался по этому диковинному кварталу. Забавно, что при выходе из Христиании можно прочитать надпись “Теперь вы входите на территорию Евросоюза”. Вот так вот быстро, безболезненно и, главное, без всяких там виз, можно пересечь границу еврозоны, не покидая центра датской столицы. Единственное ограничение – в Христиании запрещена фотосъёмка. Исторический центр – не единственное место, которое стоит посетить в Копенгагене. Есть тут раздолье не только любителям старины, но и всяким там урбанистам-футуристам. Поселился я на окраине датской столицы в районе Эрестад. И хотя до центра приходилось добираться на метро, о своём выборе я не пожалел ни разу. Дело в том, что Эрестад считается одним лучших спальных районов в мире. В этом ультрасовременном месте нет ни одного одинакового здания. Каждое строение – прекрасный образец современной архитектуры. В домах, похожих на гигантские аквариумы, не принято застеклять балконы, а широкие окна от пола до потолка никто не занавешивает (такое же явление, кстати, можно наблюдать в Швеции и Голландии). Не знаю, насколько это имеет отношение именно к Дании, но где-то доводилось слышать, что такая традиция пришла из далёкого прошлого. Когда моряки уходили в плавание, их жёнам запрещалось зашторивать окна, чтобы соседи могли видеть, что благоверная не изменяет своему суженому, который отправился в дальнее странствие. Но, думаю, отсутствию штор на окнах есть и куда более логичное объяснение: датчане – нация открытая, и, по их мнению, всё, что они честно заработали, не должно быть скрыто от людей.
Концертный зал
В Эрестаде же находится и Danish Radio Koncerthuset (DR Concert Hall, т.е. концертный зал Датского радио) – именно в этом концертном зале проходила серия 3D выступлений Kraftwerk. Доподлинно известно, что на строительство Koncerthuset было потрачено 226 миллионов евро, и на сегодняшний день это самый дорогой в мире (!) музыкально-концертный комплекс. Здание впечатляет своим дизайном. Оно имеет прозрачные стены, и из-за меняющегося направления солнечных лучей в разные часы суток выглядит по-разному. Особенно эффектно DR Concert Hall смотрится вечером, когда начинает светиться в темноте голубыми огнями. Верхняя часть здания – это гигантский дисплей, а внизу, сквозь стеклянные стены можно видеть разноцветные светильники фойе. Чтобы попасть на концерт, одного билета было недостаточно. Обязательным требованием являлось предъявление удостоверения личности (т.к. билеты, напомню, были именными), о чём всех посетителей заблаговременно предупредили рассылкой по электронной почте. Благополучно пройдя контроль, я оказался в многолюдном фойе, где шла бойкая торговля пивом, лёгкими закусками и, конечно же, мерчем. К огромному разочарованию, прилавок с мерчендайзом принимал только наличные, так что ни футболки, ни плаката, ни красочного фотоальбома мне не досталось. Но всё это в тот момент казалось сущим пустяком. Ведь до осуществления давней музыкальной мечты меня отделяли считанные минуты. Взяв 3D очки, я поспешил занять своё место. Костяк аудитории составляли мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, что совсем не удивительно, ведь Kraftwerk всегда считались “мужской” командой. Конечно, можно было наблюдать и представительниц прекрасного пола, но, думаю, в основном это были дамы, пришедшие поддержать своих кавалеров. Публика не очень-то спешила к своим позициям, предпочитая разогреваться в фойе, а некоторые усаживались в кресла, запасливо держа в руках сразу два стакана с пивом. Зал вместимостью 1800 человек был разделён на три сектора – партер, балкон и боковые террасы. Мои переживания по поводу неудачно выбранного места рассеялись мгновенно. Позиция в партере оказалась почти идеальной – гигантский экран и все четверо участников располагались ровно по центру. Обзор был просто отличным.
Концерт
В Копенгагене Kraftwerk решили отыграть восемь концертов стахановским методом: сразу по два выступления в день, то есть на протяжении 4 дней подряд, с 26 февраля по 01 марта. Мой концерт “Technopop” был вторым за этот день и начался в 22.30, а всего каких-то полтора часа назад группа только-только закончила играть “Computer World”. Шоу началось чётко по расписанию. Под неспешное интро и медленно гаснущий свет распахнулся занавес, и сотни глаз в 3D очках устремили свои взоры на сцену. Описывать концерт Kraftwerk, да ещё в 3D формате, непросто. По сути, все два часа зрители видят одно и то же: как четыре фигуры невозмутимых мужчин в облегающих светоотражающих костюмах, вызывающих ассоциацию с фильмом “Трон”, колдуют над своими синтезаторами и прочими хитрыми девайсами, а на их фоне друг друга сменяют видеоинсталляции – специально сочинённый для каждой композиции видеоряд. Словесное описание вряд ли сможет передать то, что можно прочувствовать только собственными глазами и ушами. Но всё-таки попробую, насколько это возможно, рассказать о наиболее интересных моментах выступления. Первая часть шоу, как и полагалось по регламенту, посвящалась альбому “Technopop”. С одной стороны, это вряд ли можно было назвать самой захватывающей частью выступления, с другой – следует признать, что только в рамках “Технопопа” можно услышать вживую такие редкие композиции, как Electric Café и The Telephone Call. И хотя это далеко не визитные карточки группы, по-своему они тоже интересны. К тому же многие считают, что именно “Technopop” (он же “Electric Café”) является самой недооценённой пластинкой Kraftwerk. Тут сложно что-то возразить, но есть мысль, что выпусти они этот альбом не в 1986 году, а сразу вслед за суперпопулярным “Computerwelt” (1981), в году этак 82 или 83, пластинка имела бы больше шансов на успех. А в 1986 году поезд, можно сказать, уже уехал – к этому времени благодаря бурному развитию технологий и появлению огромного количества электронных поп-групп (прежде всего, в Британии) в мире музыки появилось немало знаковых альбомов, в сравнении с которыми крафтверковский “Electric Café” выглядел уже устаревшим и неактуальным. Но как бы то ни было, по прошествии 30 лет композиции с “Electric Café” всё равно кажутся невероятно гармоничными и совершенными. После того, как Ральф закончил петь про Sex Object, на экране появилась знакомая всем фанатам картинка со значком автомагистрали на голубом фоне. Зал заметно оживился и заёрзал на сиденьях: началось исполнение одной из самой прорывных композиций группы – Autobahn. В оригинале эта монументальная ода путешествию на автомобиле длится 22 минуты, в концертной же версии её урезали до 9 минут, но, тем не менее, сохранив все основные ключевые моменты. 3D эффект был просто ошеломительным – создавалось настоящее ощущение нахождения в салоне мчащегося по шоссе автомобиля: на экране возник фрагмент объёмного руля, сверху можно было видеть зеркало заднего вида, а мимо проносились “фольксвагены-жуки”, ‘мерседесы” и прочие представители немецкого автопрома 70-х. Довершали эффект присутствия повторяющиеся декламации Ральфа Хюттера: “Wir fahr’n, fahr’n, fahr’n auf der Autobahn” (“Мы едем-едем-едем по автобану”). Одним словом – очень мощная и, можно даже сказать, гипнотическая электронная композиция! Вслед за “Автобаном” была исполнена ещё одна визитная карточка группы – Radioactivity. Вступительные тревожные звуковые сигналы счётчика Гейгера пробрали до мурашек, после чего на экране появился международный знак радиации – жутковатая пиктограмма трилистника с жёлтыми и красными лучами, и названия городов, ставших жертвами разрушительной силы атомной энергии – Чернобыль, Харрисбург, Селлафилд и Хиросима. Как известно, в 1991 году Kraftwerk полностью переписали текст данной композиции, превратив её из песни, воспевающей радиоактивную энергию, в песню-предупреждение о том, насколько небезопасна атомная энергетика. Именно эта версия антиядерного гимна и была исполнена на концерте. Интересно, что после аварии на Фукусиме в 2011 году Kraftwerk вновь подвергли лайв-версию Radioactivity небольшой корректировке. Теперь первый куплет Ральф поёт на японском языке, а к появляющимся на экране городам-жертвам добавлена также Фукусима. Если говорить в целом об аранжировках треков, звучавших на концерте, то все они в той или степени были переработаны и отличались от альбомных версий. Всё это, несомненно, делало живое выступление Kraftwerk особенно ценным. Отдельно стоит сказать о звуке на концерте – это высший пилотаж. Всеобъемлющий, многослойный, он словно проникал внутрь и превращал зрителя в единое целое с этой уникальной мультимедийной феерией. Особенно запомнился момент, когда началось исполнение The Man Machine, и этот узнаваемый цокающий звук словно вонзили мне в мозг! Не знаю, было ли это оборудование непосредственно музыкантов или же самого концерт-холла, но на качестве и мощности тут явно не поскупились. Вряд ли когда-нибудь раньше я слышал такой идеальный живой электронный саунд. Визуальные эффекты поражали не меньше, чем звук. Цифры в хаотичном порядке словно выпрыгивали из экрана и впивались в тело (Numbers), мчащийся на всех порах поезд ехал прямиком на зрителей (Trans-Europe Express), а летящий искусственный спутник будто протыкал антенной, при этом создавался эффект присутствия на настоящей орбитальной станции (Spacelab). Надо отметить, что создатели видеоряда подошли к своей работе весьма креативно: во время исполнения Spacelab появилось изображение летающей тарелки, которая приземлилась прямо у здания копенгагенского концерт-холла, изображение которого было спроецировано на экран. Зрители оценили тонкий юмор и дружно захлопали. Наиболее бурными аплодисментами зал встретил песню The Model – пожалуй, самую попсовую в творчестве Kraftwerk. Популяризации способствовали различные перепевки “Модели”, самой известной из которых является кавер Rammstein. Во время песни на экране демонстрировались ретро видео с манекенщицами. Немного жаль, что некоторые свои песни Ральф исполнял на интернациональном английском. На мой взгляд, немецкоязычные оригинальные версии звучат у Kraftwerk гораздо гармоничнее и аутентичнее. Например, очень бы хотелось услышать не Computer Love, а Computerliebe. Одним из последних номеров выступления перед уход на “бис” стал трек Tour De France. Кажется, запев гимн знаменитой велогонке, Ральф Хюттер словно ожил и впервые стал похож на человека, а не на робота, сосредоточенного за непростой работой по извлечению электронных звуков. Велоспорт для господина Хюттера давно стал не просто отдушиной, а настоящим смыслом жизни. И если верить разным биографическим данным, велосипед в какой-то момент затмил для Ральфа Kraftwerk и стал для него важнее музыки. Бывшие участники Kraftwerk Карл Бартос и Вольфганг Флюр потом не раз вспоминали в своих интервью, что именно увлечение Ральфом велоспортом стало причиной столь длительной стагнации в творчестве Kraftwerk. Перед первым энкором занавес закрылся, и вскоре стало понятно, почему. Когда спустя несколько минут сцена вновь открылась взору, за синтезаторами уже не было людей. Их место заняли роботы, а точнее, одетые в красные рубашки и чёрные галстуки манекены – точные копии музыкантов. “Я твой слуга, я твой работник” – говорил по-русски неживой голос, а “роботы”, неторопливо вращаясь и размахивая руками, “исполнили” одноимённую композицию – ещё одну культовую вещь Kraftwerk. Это, конечно же, был самый кульминационный момент всего шоу! На втором энкоре Kraftwerk вновь предстали перед публикой как ни в чём не бывало и принялись за работу. Заключительная часть выступления началась с “велосипедной” части (Aéro Dynamik, Elektro Kardiogramm), а завершилась тем, с чего, собственно, и стартовала вся сегодняшняя концертная программа, - с треков “Технопопа”. Комичный и заводной номер “Боинг, бум, чщак!”, последовавший за ним Technopop и, наконец, Musique Non Stop – все эти три вещи шли нон-стопом и превратились в одну непрерывную 13-минутную композицию. Именно так Kraftwerk на протяжении последних лет закрывают концерты. По сложившейся традиции, в конце трека Musique Non Stop каждый участник исполняет свою сольную партию, после чего выходит на поклон к публике и удаляется через левую кулису. Когда три участника группы оставили свои инструменты, на сцене остался один Ральф. Наконец, и он закончил своё соло, и, неторопливо подойдя к левой части сцены и приложив правую руку к сердцу, поклонился залу и скрылся за кулисами. Аплодисменты не смолкали ещё несколько минут – до тех пор, пока в зале не включился свет. Двухчасовой концерт подошёл к концу, но хочется надеяться, что он останется в моей памяти навсегда. Можно как угодно относиться к Kraftwerk – говорить, что они мертвы и им давным-давно пора на покой, но нельзя не признать того факта, что группа уже обрела бессмертие. Ведь как сказал Ральф в одном из своих интервью, “ewig währt am längsten” (“у вечности долгий век”).
Сет-лист:
1. Electric Café
2. The Telephone Call
3. House Phone
4. Sex Object
5. Autobahn
6. Nachrichten
7. Geiger Counter
8. Radioactivity
9. Spacelab
10. The Model
11. Neonlicht
12. The Man Machine
13. Numbers
14. Computer World
15. Computer World..2
16. It’s More Fun To Compute / Home Computer
17. Computer Love
18. Tour De France 1983
19. Prologue
20. Tour De France 2003
21. Trans-Europe Express
22. Metal On Metal
23. Abzug
Encore:
24. The Robots
Encore 2:
25. Aéro Dynamik
26. Elektro Kardiogramm
27. Boing Boom Tschak
28. Techno Pop
29. Musique Non Stop
1. Electric Café
2. The Telephone Call
3. House Phone
4. Sex Object
5. Autobahn
6. Nachrichten
7. Geiger Counter
8. Radioactivity
9. Spacelab
10. The Model
11. Neonlicht
12. The Man Machine
13. Numbers
14. Computer World
15. Computer World..2
16. It’s More Fun To Compute / Home Computer
17. Computer Love
18. Tour De France 1983
19. Prologue
20. Tour De France 2003
21. Trans-Europe Express
22. Metal On Metal
23. Abzug
Encore:
24. The Robots
Encore 2:
25. Aéro Dynamik
26. Elektro Kardiogramm
27. Boing Boom Tschak
28. Techno Pop
29. Musique Non Stop
10 марта 2015 | Автор: Futurist | Просмотры: 6615 | Комментарии: 19
Поделись новостью с друзьями
Другие новости:
Комментарии (19)