Тёмная сцена: фолк-достояние
Можно сказать, что вся фолковая часть тёмной сцены является пограничной, однако все нижеупомянутые проекты твёрдо обосновались в тёмной сцене и являются неотъемлемой её частью. Сложно представить фестиваль "Wave Gotik Treffen" без средневекового рока и метала в деревне Torhaus Doelitz. Однако подобные проекты выходят не только на форматных готических лейблах, но и на известных метал-мэйджорах. Также существуют исключительно средневековые лейблы и фестивали. Некоторые группы используют элементы средневековой музыки в своём творчестве в рамках других стилей тёмной сцены.
Направление neofolk не всегда правильно понимается. Данным словом описывают звучание различных стилей фолк-музыки, начиная от традиционного фолка и кельтской музыки и заканчивая dark folk, который является по сути экспериментальным стилем музыки и относится к индустриальной сцене. Neofolk же это современное исполнение фолк-музыки разных стран. Сложно сказать, когда фолк стал neo. Cейчас уже никто не может точно сказать, как звучал, к примеру, балканский фолк, а историки могут лишь предположить, поэтому по сути neofolk можно назвать всю фолк-музыку, которая существует сегодня.
Но далеко не вся эта фолк-музыка является частью тёмной сцены. Всё же чаще neofolk относят к тёмной сцене и называют этим термином проекты, исполняющие акустическую музыку с неким налётом торжественности, задумчивости, мрачности или какой-то идеологии. Всё это описывает и dark folk тоже. На данный момент проектов, играющих neofolk в чистом виде, существует мало, потому что многие стремятся привнести в свою музыку свежести или экспериментов.
Неофолковая часть тёмной сцены в основном сосредоточена вокруг французского лейбла Prikosnovenie, на котором выходят преимущественно альбомы в стилях ethereal, neoclassics и neofolk. Так уж получилось, что на тёмной сцене самый серьёзный сегмент neofolk занимает балканский фолк. Возможно, причиной тому послужило в 1994 году появление на сцене греческого проекта Daemonia Nymphe, который стал ведущим на современной сцене. Проект использовал в своей музыке элементы neoclassics и ritual ambient. Его примеру последовали и новые проекты, которые появились в начале 2000-х: болгарские Исихия, Kayno Yesno Slonce и Irfan и два молодых проекта: румыны Din Brad и македонцы Anastasia.
В конце 90-х в Европе появилось несколько проектов, которые использовали neofolk-звучание вместе с ethereal и neoclassics: французы Rajna, испанский проект Trobar De Morte, итальянцы Corde Oblique и Gor и венгры Woodland Choir. Отдельно стоит сказать о другом итальянском проект Ianva, которые использовал neofolk в безумном калейдоскопе стилей, включая ethereal, folk-rock, dark cabaret и множество других. Их примеру позже последовали другие итальянцы Roma Amor. Но всё же основная масса neofolk используается в звучании dark folk и смежных ему стилях, а также martial industrial.
Также стоит сказат о российсом коллективе Theodor Bastard, которые начинали свой музыкальный путь в жанре классического индастриала, однако со временем через различные стили пришли к исполнению фолк-музыки, играя монгольские, тувимские, алтайские и другие народные композиции. Проект стал известен не только в России, не раз выступая на различных известных европейских фестивалях.
Back To The USSR:
Средневековая музыка существует уже давно, однако современное её исполнение получило приставку "neo" и считается частью тёмной сцены. Сложно сейчас вычислить, когда же именно средневековая народная музыка стала neofolk, но сформировавшееся звучание medieval можно начинать с 1985 года, когда на сцене неофолка появился проект Estampie, начавший исполнять средневековую музыку такой, какой мы её знаем сейчас. Однако законодателем моды и примером для подражания стали не эти немцы, а другой немецкий проект Corvus Corax, появившийся в конце 80-х. Именно этот коллектив стал толчком в популяризации и распространения средневековой музыки на современной сцене. Музыканты этого проекта использовали классические инструменты, характерные для того времени, когда средневековая музыка была просто народной: волынки и другие духовые и струнные музыкальные инструменты.
Практически все подобные проекты исполняли на заре своего творчества известные классические средневековые композиции ("Saltarello", "Totus Floreo", "In Taberna" и другие), со временем добавляя и песни собственного сочинения. После того, как Corvus Corax стали известны, medieval neofolk стали играть и другие европейские группы. В конце 90-х начале 2000-х в клуб medieval вступили немцы Cornix Maledictum, Dunkelschoen, Sava, Wolfenmond и Die Irrlichter, во Франции появилась группа Omne Datum Optimum, а в Норвегии – Corona Borealis. Ещё один немецкий проект Faun, появившийся в начале 2000-х, пошёл по пути Estampie.
Американский континент не остался в стороне, однако звучание американских групп было не таким классическим с использованием более мягкого звучания и других музыкальных стилей (в частности neoclassics и ethereal). В конце 90-х в США появились Unto Ashes. Сейчас классическое средневековое звучание не так популярно. Ему на смену пришёл средневековый folk-metal и folk-rock. Но многие folk-metal проекты начинали свою деятельность как раз с классической средневековой музыки (примеры: In Extremo, Saltatio Mortis и Cultus Ferox). Данное направление будет описано более подробно далее.
И всё же некоторые молодые проекты medieval neofolk появляются. Среди них можно упомянуть немцев Capud Draconis. Ещё средневековая музыка используется некоторыми проектами других направлений. Одними из самых ярких представителей являются в своём роде уникальные проекты Qntal и Helium Vola, которые играют электронную готическую музыку с ведущей средневековой составляющей, что не удивительно, потому что оба проекта являются детищем двух известных в своих жанрах групп Deine Lakaien и Estampie. И немецкий проект Heimataerde использовал средневековые элементы в своём творчестве в стиле dark electro.
Back To The USSR:
С появлением совеменного средневекового стиля музыки было логично предположить, что его будут использовать и музыканты из rock и metal-сцены. Так появились medieval folk-metal и medieval folk-rock. Подавляющее большинство проектов этого стиля базируются в Германии и поют на родном языке. Первым проектом этого направления можно считать Subway To Sally, которые появились в 1992 году. Три года спустя их дело продолжили не менее известные In Extremo. Годом позже сцена пополнилась и Letzte Instanz.
К началу 2000-х в средневековой рок-музыке наступил период расцвета. Именно тогда появились такие проекты, как Schandmaul, Cultus Ferox, Schelmish, Elane, Potentia Animi, Vogelfrei, Feuerschwarz, Des Teufels Lockvogel, к которым присоединились проекты, игравшие средневековые напевы с более электронным звучанием (Tanzwut и Saltatio Mortis), и много других. В конце 2000-х сцена продолжала развиваться. Тогда появились Ignis Fatuu и Nachteschrei. Сейчас жанр продолжает развиваться, принимая в свои ряды множество новых имён и старых музыкантов, решивших попробовать свои силы в новом для себя направлении.
В данном стиле я обошёл стороной различные воплощения метала с викингами и языческой тематикой, потому что эти смеси не относятся к тёмной сцене, а имеют отношение к металу.
Back To The USSR:
Когда современная интерпретация фолк-музыки достигла пика популярности, стали появляться электронные проекты, использующие folk-элементы с популярными и не только электронными стилями музыки. Часть данного направления получила название cyber-folk, часть называется technofolk, но в общем это можно назвать electrofolk. Музыканты используют элементы фолк-музыки в techno, dark electro, IDM, trance, house и других направлениях мэйнстримовой электроники.
На данный момент это направление не кишит именами, поэтому определение "electrofolk" остаётся лишь определением, не трансформировавшись в сформировавшийся стиль, однако набирает силу. Среди единичных творений Qntal и Helium Vola со средневекой музыкой я уже упоминал. Как и дебютную работу Tanzwut и второй альбом Saltatio Mortis. Кроме них можно упомянуть датский проект Valravn, россияне Карна и украинка Катя Chilly.
В середине 2000-х на волне популярности немецких проектов Qntal и Helium Vola также появились продолжали данного звучания в лице немцев Ardor, однако после выпуска единственного альбома в 2004 году проект перестал функционировать. В то же время некоторые другие европейские проекты, играющие средневековую музыку, стали использовать в своём звучании электронные элементы или сотрудничать с другими электронными коллегами по тёмной сцене. Примером может послужить несколько композиций немцев Potentia Animi и Die Irrlichter. Говоря о когорте электронного средневекового фолка нельзя не упомянуть немцев Heimataerde, которые сначала использовали сэмплы волынок и атмосферу в области dark electro, а потом добавили гитары и обрели своё уникальное звучание как в записи, так и на выступленииях. Отдельно стоит сказать о немецком проекте Shiva In Exile одного из участников metal-группы Darkseed, в рамках которого музыканты создавали восточную фолк-музыку с электронной составляющей. На счету проекта два альбома, однако в последнее время проект ничего не выпускал.
В Литве существует сильная фолковая сцена, потому неудивительно, что и там появились проекты, сочетающие электронную и фолк-музыку. Совместная композиция фолк-рокового коллектива Atalyja и электронного Trolis отлично вписалась в тематику электрофолка. А проект Notanga стал и вовсем чисто электрофолковым, хотя и не просуществовал долго.
В начале 2010-х на сцене появились немцы Kyoll, которые использовали волынки, дудки, скрипку в сочетании с электронной составляющей. А в России появился уникальный проект Нейромонах Феофан, который сделал drum'n'folk на основе drum'n'bass и русской фолк-музыки.
Back To The USSR:
Автор: Count_Death
Другие статьи:
Готическая романтика (Post-Punk, Gothic Rock, Gothic Electro, Darkwave, Ethereal, Gothic Metal)
Индустриальный экспериментализм (Industrial, Noise, Power Electronics, Dark Ambient, Dark Folk)
Пост-индустриальная агрессия (EBM, Dark Electro, Electro-Industrial, Rhythmic Noise, Electro-Metal)
Синтетическая меланхолия (Synthpop, Futurepop, Electropop, Electroclash)
Neofolk
Направление neofolk не всегда правильно понимается. Данным словом описывают звучание различных стилей фолк-музыки, начиная от традиционного фолка и кельтской музыки и заканчивая dark folk, который является по сути экспериментальным стилем музыки и относится к индустриальной сцене. Neofolk же это современное исполнение фолк-музыки разных стран. Сложно сказать, когда фолк стал neo. Cейчас уже никто не может точно сказать, как звучал, к примеру, балканский фолк, а историки могут лишь предположить, поэтому по сути neofolk можно назвать всю фолк-музыку, которая существует сегодня.
Но далеко не вся эта фолк-музыка является частью тёмной сцены. Всё же чаще neofolk относят к тёмной сцене и называют этим термином проекты, исполняющие акустическую музыку с неким налётом торжественности, задумчивости, мрачности или какой-то идеологии. Всё это описывает и dark folk тоже. На данный момент проектов, играющих neofolk в чистом виде, существует мало, потому что многие стремятся привнести в свою музыку свежести или экспериментов.
Неофолковая часть тёмной сцены в основном сосредоточена вокруг французского лейбла Prikosnovenie, на котором выходят преимущественно альбомы в стилях ethereal, neoclassics и neofolk. Так уж получилось, что на тёмной сцене самый серьёзный сегмент neofolk занимает балканский фолк. Возможно, причиной тому послужило в 1994 году появление на сцене греческого проекта Daemonia Nymphe, который стал ведущим на современной сцене. Проект использовал в своей музыке элементы neoclassics и ritual ambient. Его примеру последовали и новые проекты, которые появились в начале 2000-х: болгарские Исихия, Kayno Yesno Slonce и Irfan и два молодых проекта: румыны Din Brad и македонцы Anastasia.
В конце 90-х в Европе появилось несколько проектов, которые использовали neofolk-звучание вместе с ethereal и neoclassics: французы Rajna, испанский проект Trobar De Morte, итальянцы Corde Oblique и Gor и венгры Woodland Choir. Отдельно стоит сказать о другом итальянском проект Ianva, которые использовал neofolk в безумном калейдоскопе стилей, включая ethereal, folk-rock, dark cabaret и множество других. Их примеру позже последовали другие итальянцы Roma Amor. Но всё же основная масса neofolk используается в звучании dark folk и смежных ему стилях, а также martial industrial.
Также стоит сказат о российсом коллективе Theodor Bastard, которые начинали свой музыкальный путь в жанре классического индастриала, однако со временем через различные стили пришли к исполнению фолк-музыки, играя монгольские, тувимские, алтайские и другие народные композиции. Проект стал известен не только в России, не раз выступая на различных известных европейских фестивалях.
Back To The USSR:
- Россия: Ветер Воды, Kev'azvezi, Moon Far Away (+ritual ambient +dark folk), Буготак, Айярхаан, Сколот, Mervent, Wukowar, Theodor Bastard (позднее творчество)
- Украина: Ойра, Замкова Тiнь, Свiтлана Неню
- Литва: Linoia, Kulgrinda, Kamaniu Silelis, Marga Muzika, Sen Svaja
- Беларусь: Hvarna
- Латвия: Grodi, Enu Kaleidoskops
Medieval Neofolk
Средневековая музыка существует уже давно, однако современное её исполнение получило приставку "neo" и считается частью тёмной сцены. Сложно сейчас вычислить, когда же именно средневековая народная музыка стала neofolk, но сформировавшееся звучание medieval можно начинать с 1985 года, когда на сцене неофолка появился проект Estampie, начавший исполнять средневековую музыку такой, какой мы её знаем сейчас. Однако законодателем моды и примером для подражания стали не эти немцы, а другой немецкий проект Corvus Corax, появившийся в конце 80-х. Именно этот коллектив стал толчком в популяризации и распространения средневековой музыки на современной сцене. Музыканты этого проекта использовали классические инструменты, характерные для того времени, когда средневековая музыка была просто народной: волынки и другие духовые и струнные музыкальные инструменты.
Практически все подобные проекты исполняли на заре своего творчества известные классические средневековые композиции ("Saltarello", "Totus Floreo", "In Taberna" и другие), со временем добавляя и песни собственного сочинения. После того, как Corvus Corax стали известны, medieval neofolk стали играть и другие европейские группы. В конце 90-х начале 2000-х в клуб medieval вступили немцы Cornix Maledictum, Dunkelschoen, Sava, Wolfenmond и Die Irrlichter, во Франции появилась группа Omne Datum Optimum, а в Норвегии – Corona Borealis. Ещё один немецкий проект Faun, появившийся в начале 2000-х, пошёл по пути Estampie.
Американский континент не остался в стороне, однако звучание американских групп было не таким классическим с использованием более мягкого звучания и других музыкальных стилей (в частности neoclassics и ethereal). В конце 90-х в США появились Unto Ashes. Сейчас классическое средневековое звучание не так популярно. Ему на смену пришёл средневековый folk-metal и folk-rock. Но многие folk-metal проекты начинали свою деятельность как раз с классической средневековой музыки (примеры: In Extremo, Saltatio Mortis и Cultus Ferox). Данное направление будет описано более подробно далее.
И всё же некоторые молодые проекты medieval neofolk появляются. Среди них можно упомянуть немцев Capud Draconis. Ещё средневековая музыка используется некоторыми проектами других направлений. Одними из самых ярких представителей являются в своём роде уникальные проекты Qntal и Helium Vola, которые играют электронную готическую музыку с ведущей средневековой составляющей, что не удивительно, потому что оба проекта являются детищем двух известных в своих жанрах групп Deine Lakaien и Estampie. И немецкий проект Heimataerde использовал средневековые элементы в своём творчестве в стиле dark electro.
Back To The USSR:
- Россия: Drolls, Musica Radicum, Dudeldrum, Universalia In Re, Avis Dei, Внуки Святослава, Ивол
- Украина: Kings & Beggars
- Латвия: Varna, Auli
- Литва: Gyvata
- Беларусь: Osimira, Стары Ольса, Testamentum Terrae, Irdorath
Пограничные стили:
Medieval Folk-Metal / Medieval Rock
С появлением совеменного средневекового стиля музыки было логично предположить, что его будут использовать и музыканты из rock и metal-сцены. Так появились medieval folk-metal и medieval folk-rock. Подавляющее большинство проектов этого стиля базируются в Германии и поют на родном языке. Первым проектом этого направления можно считать Subway To Sally, которые появились в 1992 году. Три года спустя их дело продолжили не менее известные In Extremo. Годом позже сцена пополнилась и Letzte Instanz.
К началу 2000-х в средневековой рок-музыке наступил период расцвета. Именно тогда появились такие проекты, как Schandmaul, Cultus Ferox, Schelmish, Elane, Potentia Animi, Vogelfrei, Feuerschwarz, Des Teufels Lockvogel, к которым присоединились проекты, игравшие средневековые напевы с более электронным звучанием (Tanzwut и Saltatio Mortis), и много других. В конце 2000-х сцена продолжала развиваться. Тогда появились Ignis Fatuu и Nachteschrei. Сейчас жанр продолжает развиваться, принимая в свои ряды множество новых имён и старых музыкантов, решивших попробовать свои силы в новом для себя направлении.
В данном стиле я обошёл стороной различные воплощения метала с викингами и языческой тематикой, потому что эти смеси не относятся к тёмной сцене, а имеют отношение к металу.
Back To The USSR:
- Россия: Рада и Терновник, Versanus, Джек и Тень, MystTerra, White Owl, Княжий Пир, Risha (+electronic rock)
- Украина: Viter, F.R.A.M., Кому Вниз (+gothic rock elements), Оркестр Янки Козир, Даха Браха, Тамлин
- Латвия: Ilgli, Miglas Asni
- Литва: Rasa Ir Jonas, Dvyniai, Folkbytes, Airija, Atalyja, Liberte, Skyle, Dievos, Zalvarinis, Eirime
- Беларусь: Бан-Жвiрба, Нагуаль
- Эстония: Vagilased
Folk и электронная музыка
Когда современная интерпретация фолк-музыки достигла пика популярности, стали появляться электронные проекты, использующие folk-элементы с популярными и не только электронными стилями музыки. Часть данного направления получила название cyber-folk, часть называется technofolk, но в общем это можно назвать electrofolk. Музыканты используют элементы фолк-музыки в techno, dark electro, IDM, trance, house и других направлениях мэйнстримовой электроники.
На данный момент это направление не кишит именами, поэтому определение "electrofolk" остаётся лишь определением, не трансформировавшись в сформировавшийся стиль, однако набирает силу. Среди единичных творений Qntal и Helium Vola со средневекой музыкой я уже упоминал. Как и дебютную работу Tanzwut и второй альбом Saltatio Mortis. Кроме них можно упомянуть датский проект Valravn, россияне Карна и украинка Катя Chilly.
В середине 2000-х на волне популярности немецких проектов Qntal и Helium Vola также появились продолжали данного звучания в лице немцев Ardor, однако после выпуска единственного альбома в 2004 году проект перестал функционировать. В то же время некоторые другие европейские проекты, играющие средневековую музыку, стали использовать в своём звучании электронные элементы или сотрудничать с другими электронными коллегами по тёмной сцене. Примером может послужить несколько композиций немцев Potentia Animi и Die Irrlichter. Говоря о когорте электронного средневекового фолка нельзя не упомянуть немцев Heimataerde, которые сначала использовали сэмплы волынок и атмосферу в области dark electro, а потом добавили гитары и обрели своё уникальное звучание как в записи, так и на выступленииях. Отдельно стоит сказать о немецком проекте Shiva In Exile одного из участников metal-группы Darkseed, в рамках которого музыканты создавали восточную фолк-музыку с электронной составляющей. На счету проекта два альбома, однако в последнее время проект ничего не выпускал.
В Литве существует сильная фолковая сцена, потому неудивительно, что и там появились проекты, сочетающие электронную и фолк-музыку. Совместная композиция фолк-рокового коллектива Atalyja и электронного Trolis отлично вписалась в тематику электрофолка. А проект Notanga стал и вовсем чисто электрофолковым, хотя и не просуществовал долго.
В начале 2010-х на сцене появились немцы Kyoll, которые использовали волынки, дудки, скрипку в сочетании с электронной составляющей. А в России появился уникальный проект Нейромонах Феофан, который сделал drum'n'folk на основе drum'n'bass и русской фолк-музыки.
Back To The USSR:
- Россия: Карна, Andrew Izotov, Yat-Kha, Оле Лукойе, Atlantida Project, Hidden Tribe, Нейромонах Феофан, Ивана Купала, Yarga Sound System
- Украина: Катя Chilly, Коло
- Литва: Trolis, Agyria, Notanga
- Беларусь: Троiца, Pawa
Мифы и легенды
- Многие считают, что neofolk и dark folk являются синонимами. В какой-то степени это соответствует действительности. И изначально то, что сейчас является dark folk, называли neofolk в популярных журналах критики, да и сами музыканты в интервью. Oднако сейчас на современной сцене направления звучат по-разному и не являются одним и тем же, хотя многие описывают dark folk группы словом neofolk. Стили на современной сцене несомненно пересекаются и соприкасаются во многих местах, но основное отличие dark folk от neofolk в чистом виде в том, что neofolk это, по сути, музыка народов мира в современном исполнении и сочинении. А dark folk это экспериментальный стиль, который сочетает в себе элементы neofolk, различные направления ambient и индустриальную перкуссию.
- На многих интернет-ресурсах medieval folk-metal группы называют просто folk-metal, от чего получается путаница со стилями viking metal, pagan metal и им подобными, хотя общего между ними ничего нет.
Автор: Count_Death
Другие статьи:
Готическая романтика (Post-Punk, Gothic Rock, Gothic Electro, Darkwave, Ethereal, Gothic Metal)
Индустриальный экспериментализм (Industrial, Noise, Power Electronics, Dark Ambient, Dark Folk)
Пост-индустриальная агрессия (EBM, Dark Electro, Electro-Industrial, Rhythmic Noise, Electro-Metal)
Синтетическая меланхолия (Synthpop, Futurepop, Electropop, Electroclash)