Тёмная сцена: синтетическая меланхолия

Синтетическая музыка стала толчком к развитию всех электронных стилей не только тёмной сцены. Проекты синтетики сотрудничают с другими областями тёмной сцены, хотя и стоят особняком. Стилей здесь будет немного, зато они многочисленны и очень популярны.


Synthpop


Synthpop является одним из самых популярных стилей тёмной сцены и одним из немногих стилей, которые вышли за её пределы. Стиль как сформировавшееся направление музыки появился в конце 70-х. Только проекты тогда играли по сути не synthpop, а смесь из neo-romantic, new wave и electropop с явным влиянием post-punk. Название "synthpop" появилось на стыке 70-80-х годов и описывало начало новой эры в электронной музыке. Многие проекты, игравшие пост-панк, стали активно использовать на тот момент новую аппаратуру, получившую название "синтезатор". Окончательно звучание synthpop сформировалось только в начале 80-х с появлением британской группы Depeche Mode, которая на данный момент считается самой популярной, причём не только на synthpop-сцене. Альбомы проекта вошли в историю развития музыки, было записано бесчисленное количество трибьютов на разных языках и в разных жанрах, а звучание подхватили многие европейские проекты: немцы Camouflage, De/Vision и Beborn Beton, шведы Elegant Machinery и S.P.O.C.K. и другие.

      

Ещё одни немцы Wolfsheim со временем стали использовать в synthpop элементы электронной готики. С появлением новых технологий стиль видоизменялся, стал более современным, более насыщенным и более электронным. В конце 90-х целесообразно стало употреблять термин "oldschool synthpop", потому как новые фишки увели synthpop окончательно от классического звучания. Второй волной synthpop можно считать такие проекты, как немцев Melotron, !Distain и T.O.Y., финнов Neuroactive, британцев Mesh, норвежцев Echo Image и других. В Америке synthpop в середине 80-х подхватили проекты Red Flag (США) и Psyche (Канада), однако большую популярность в Европе им завоевать не довелось - хотя свою армию поклонников они имеют. В начале 90-х в США появился проект, который стал популярным в Европе - Iris. И несмотря на столь немногочисленную американскую сцену, наиболее известный synthpop-лейбл, специализирующийся исключительно на синтетической музыке, находится именно в США и называется A Different Drum.

В конце 80-х появился уникальный в своём роде немецкий проект And One, выработавший свой узнаваемый стиль и своеобразное звучание. Ниже будет рассказано о стиле futurepop, который, если грубо, сочетает EBM и synthpop, однако Стиву Нагави (Steve Naghavi) и компании удалось соединить эти два направления, но не уйти в звучание futurepop, что стало настоящим открытием на сцене. Проект стал мегапопулярен и держит марку, создавая всё новые и новые творения в том же самом стиле, который так понравился слушателям, и по сей день.

Окончательно возвращаясь к европейской части сцены, отдельно стоит испаноязычный synthpop. В 1990 году в Барселоне появилась группа под названием OBK, исполняющая более ритмичный современный synthpop на испанском языке. Это стало толчком в направлении развития испаноязычного synthpop, причём не только на территории Европы. В 2000-х годах стали появляться латиноамериканские synthpop-проекты в солидном ассортименте: аргентинцы Sequencia, мексиканцы Moenia, Nordika и Zedna, боливийцы Xerenade, чилийцы Aevemi и Santiago Radar, перуанцы Zolar, эквадорцы Midiman и много-много других. В Испании новейшая история synthpop тоже насчитывает много проектов, исполняющих synthpop на испанском языке, среди которых Silica Gel, Kill Bill G, Maralian и множество других. Локальные сцены synthpop в Европе развивались не только в Испании. Особенно выделялись на общем фоне восточно-европейские проекты. По сути, они исполняли synthpop по образу и подобию Depeche Mode, но, в основном, на родном языке. Такие проекты, как российский Технология, украинский Скрябiн, чешский Ocean, словацкий Monte Rosa, польский Ice Machine и румынский Halo. В основном все эти проекты появились на сцене на стыке 80-90-х, и на данный момент половина из них уже не существуют.

      

К 2013 году сцена synthpop начала потихоньку выходить за пределы тёмной сцены, используя электронные направления поп-музыки (electropop, italo disco и другие), однако большая часть проектов всё же играют synthpop в современной интерпретации или oldschool, оставаясь тёмной сценой. Новые проекты продолжают появляться и выпускать новые альбомы. В конце 2000-х на ниве synthpop-музыки начал работать немецкий лейбл Conzoom Records, который вместе с ранее упомянутым американским A Different Drums и являются основными поставщиками новых имён в synthpop-музыке. Среди этих новых имён можно упомянуть немцев Minerve, Chrom, Technoir, Solar Fake, Felix Marc и Zynic, датчане Fake The Envy и Dezeption, шведы Vision Talk, Chinese Theatre, Rupesh Cartel и Ashbury Heights, французы Dekad, итальянцы Babylonia и множество других. Synthpop послужил плацдармом для зарождения многих стилей indie-сцены и поп-музыки, поэтому название "synthpop" можно часто увидеть в описании не принадлежащих этому стилю проектов.

Back To The USSR:
  • Россия: Биоконструктор, Технология, Био, Sector 516, Mechanical Apfelsine, Digital Machine, Lesnikov-16, Emplosia (+synth-goth), E-Gens, Virtual Server, Want/ed, Haloed Ghost (+synth-goth), Коммутатор (+synth-rock), Imagination X, Neonim, Quart A, Детектор Лжи, Спектрум, Arrival, Духовный Коммутатор, Dark Phenomenon, Mental Discipline (+futurepop), Konclever
  • Украина: Скрябiн, Dazzle Dreams, ДекаЛог, Rayphonic, Новий Свiт, Grey/Scale (+synth-goth), Pomylka+Residenta (+EBM)
  • Латвия: StandArt, Vosto[C], Starring Two
  • Литва: Ultra, Lemon Joy
  • Беларусь: Eversion, Логика Метро, Теория, Cosmopolite (ex-Лицей), Forgotten Colorbox, Lime
  • Молдова: Peronal Space, Alpha Point
  • Казахстан: Бетельгейзе
  • Эстония: Mory(h


Futurepop


Футуристический synthpop появился на свет в середине 90-х годов усилиями трёх столпов стиля: британцами VNV Nation, норвежцами Apoptygma Berzerk и шведами Covenant. Изначально все эти команды играли EBM, но в определённый момент им этого стало мало. Futurepop является своеобразным гармоничным симбиозом романтичности synthpop, чистого мелодичного вокала, а также ритмичности и танцевальности EBM, что делает это направление пригодным не только к домашнему прослушиванию, но и отличным танцевальным стилем с убойными хитами для готических клубов. С появлением нового стиля на европейской сцене появились ещё несколько проектов, продолжив и развив дело своих коллег: испанцы Culture Kultur, норвежцы Icon Of Coil, немцы Neuroticfish и Endanger, шведы Colony 5 и чуть позже появились голандцы Angels & Agony, норвежцы Pride And Fall и швейцарский проект Namnambulu, участники которого позже создали ещё одну формацию под названием Frozen Plasma.

В США новое звучание подхватил Том Шир (Tom Shear) с его Assemblage 23, хотя до этого он играл несколько другую музыку, но популярным стал именно на ниве futurepop. Также и другой американский проект Interface присоединился к армии futurepop. Расцвет стиля пришёлся на начало/середину 2000-х годов, когда ведущие европейские лейблы тёмной сцены выпускали множество молодых коллективов в данном направлении, организаторы различных форматных фестивалей приглашали группы выступить хэдлайнерами, а сами проекты разъезжали по турам в Европе и Америке. В то время сцена пополнилась шведами Code 64, немцами Spiritual Reality, норвежцами Cue To Recall, американцами State Of The Union, System Syn и The Azoic (последние пришли к futurepop только в это время, хотя существовали уже с середины 90-х) и израильтянами Observe & Control.

      

В 2000 году появился грандиозный проект Bruderschaft, в котором поучаствовали все гранды futurepop и не только. Проект был создан американским диджеем Rexx Arcana. Отдельно стоит выделить немецких музыкантов And One, которые на заре своей творческой деятельности в начале 1990-х играли EBM, а с появлением нового направления добавили его в звучание, создав свой уникальный и узнаваемый почерк. Причём таких проектов, которые ушли от EBM и electro-inustrial к futurepop, насчитывается достаточно, чтобы говорить о тенденции. Однако не все проекты избавились от пост-индустриальной составляющей, грамотно и умело сочетая futurepop с EBM или electro-industrial. По этому пути пошли немцы Solitary Experiments, американцы Imperative Reaction, бельгийцы Aiboforcen, шведы Red Cell и канадский проект Epsilon Minus, вокалистка которого Дженнифер Паркин (Jennifer Parkin) позже создала свой сольный проект под названием Ayria, о котором говорили "Мадонна запела EBM".

Ещё один проект из Австрии Mind.In.A.Box сочетает в своём творчестве futurepop с другими электронными стилями музыки, местами разбавляя это всё лёгкой гитарой или ретро-звучанием. В наши дни шведский проект Covenant ушёл от классического звучания стиля, всё больше и больше используя techno, IDM и другие электронные направления. А границы между современным synthpop и futurepop постепенно стираются. Некоторые считают, что современное творчество Covenant это и есть современный futurepop, однако развития пока такое звучание не получило. А вот некоторые другие проекты уже вышли за рамки тёмной сцены. К примеру немцы Rotersand начинали свой путь с futurepop, потом ушли в более жёсткое звучание, а в определённый момент начали использовать techno и house.

      

Британцы Seize наряду с futurepop исполняли танцевальный клубный electropop, популярный среди любителей мэйнстримовой электроники. По той же формуле в 2013 году сделали свой дебютный релиз австралийцы Hope Estheim, которые позже уже под другим названием Avarice In Audio стали играть пост-индустриальную музыку. А вот венгры Nothing Nada не стали поддаваться моде и внедрять в свою музыку современные стили, а пошли по пути eurodance, скрестив последний с futurepop, чем создали довольно интересное звучание, аналогов которому пока не было. Есть и обратная тенденция, когда проекты, игравшие futurepop, ушли в пост-индастриал. Ярким примером тому является итальянский проект ХP8.

Современная сцена насчитывает множество проектов, выпускающийся на различных форматных лейблах, среди которых можно выделить шведов Endless Shame и Unitary, американцев Espermachine и Ruined Conflict, норвежцев Technomancer, британских музыкантов Future Perfect, сочетающих futurepop с synthpop и electropop, и португальцев In[Perfektion], которые прыгают от synthpop и synth-goth к futurepop чуть ли не на каждом альбоме. Futurepop изначально является танцевальным направлением, однако есть проекты, которые исполняют так называемый интеллигентный futurepop со своим уникальным звучанием. Самым старым из них является немецкий проект Seabound, автор которого создал сайд-проект с подобным, но более ритмичным звучанием под названием Edge Of Dawn. Стиль продолжает развиваться, но пока ещё окончательно не ушёл из тёмной сцены, как это некоторые предсказывали.

Back To The USSR:
  • Россия: SynthetiXxx (позднее творчество), [МоDуль], Unity One (+members from Moldova)
  • Беларусь: Diffuzion, Ok.Sa (+synthpop), Monoclast
  • Украина: Ginger Snap5 (позднее творчество)


Electropop


В начале 70-х годов в Германии появилась группа под названием Kraftwerk, которая положила начало новой эпохе электронной музыки. Этот немецкий проект стал двигателем в развитии множества электронных стилей музыки, которые сейчас стали суперпопулярны. Музыканты называли свою музыку robot-pop и играли то, что до них никто не делал - техногенные звуки синтезаторов с искажённым роботообразным вокалом, на сцене вели себя подобным образом и клипы снимали соответствующие. В конце 70-х у проекта появились последователи, которые смягчили свою звучание и добавили ритма. Одними из этих последователей стали бельгийцы Telex.

К началу 80-х годов появились другие проекты, которые стали использовать electropop Kraftwerk в совместительстве с neo-romantics и new wave. Конечно, сыграло роль и disco, которое как раз тогда было на пике своего развития. Подобное сочетание стилей было чрезвычайно популярно в 80-х годах и стало толчком к уходу стиля electropop от классического техногенного звучания в область поп-музыки. Такое звучание стало популярным в основном среди британскийx групп, которых на тот момент появилось намного больше, чем в других странах. На радио, телевидении и многих вечеринках звучали песни таких проектов, как Visage, Soft Cell, Eurhythmics и Duran Duran, к которым в начале и середине 80-х присоединились Pet Shop Boys, Erasure и Yazoo.

      

В других европейских странах тоже появились проекты, исполняющие подобную музыку, из которых можно выделить немцев Alphaville, французский проект Desireless и норвежский A-Ha, сочетавший популярное electropop-звучание с brit-rock. Творчество всех этих коллективов оказало огромное влияние на становление таких стилей, как synthpop, electroclash, eurodance и множество других стилей современной музыки, их хиты известны и популярны до сих пор и на протяжении многих десятилетий перепевались многими группами в разных стилях и на разных языках. После 80-х то самое популярное звучание electropop сошло на нет, и в сцене наступил некоторый застой. Стиль существовал, конечно, но таких знаковых и мегапопулярных хитов уже не выпускалось. На конец 80-х и начало 90-х пришёлся бум на 8-битные игровые приставки, музыку к которым можно тоже считать electropop с оговоркой 8-bit (этот стиль и ему подобное звучание также называют chiptune).

И всё же техногенное классическое звучание легендарных немцев Kraftwerk не было забыто. Первой по-настоящему серьёзной весточкой стал немецкий проект Welle: Erdball, появившийся в начале 90-х. Музыканты создавали свою музыку с помощью компьютера Commodore 64, используя 8-битное звучание и современныe технологии. Проект до сих действует, выступает и является одним из самых популярных на тёмной сцене. Другими продолжателями дела Kraftwerk стали британцы Komputer, появившиеся в конце 90-х. Однако всё равно в начале 2000-х electropop перекочевал в более клубное звучание с обильным использованием женского вокала и танцевальных мелодий. К тому моменту многие поп-исполнители стали использовать electropop в клубной музыке (house, techno, eurodance и т.д.), следовательно музыкантов в классическом звучании robot-pop уже практически не осталось, а чистый electropop приобрёл вот такие странные клубные очертания. К тому же многие electropop-проекты совмещали его с electroclash.

      

В конце 90-х начале 2000-х на сцене electropop появились такие проекты, как французский Foretaste, греческиe Marsheaux и Blue Birds Refuse To Fly, британскиe Client и Goldfrapp, австралийский Empire Of The Sun, чехи Cartonnage, норвежцы Royksopp и шведка Karin Park, использовавшая в своей музыке indiepop наряду с electropop и electroclash. Все эти проекты играли музыкy на стыке synth-сцены и indie, выпускаясь на лейблах тёмной сцены рядом с грандами готических и пост-индустриальных направлений. К концу 2000-х сцена electropop разбилась на множество локальных сцен. Появилось много групп, работающих на свою публику, а потомy исполняющих песни на родном языке.

Среди таких групп можно выделить финнов Retropop и венгров Plazmabeat. Однако появлялись и англоязычные команды: австралийцы Parralox, финны TV Off, норвежцы Electro Spectre, итальянцы Donatello, шведы Dual Density, британка Marnie и множество других. Наибольшей популярности достиг проект из Англии Hurts, которые использовали synthpop, electropop и new wave. Проект сразу стал популярен в рядах любителей синтипоп и сразу же вышел за пределы тёмной сцены, последовав примеру Depeche Mode. Последним реальным событием на сцене electropop на 2013 год стало появление ещё одних прямых продолжателей дела Kraftwerk на этот раз без использования других направлений модной музыки. Появился проект Metroland в Бельгии в 2012 году. А вот станет ли это глобальным возрождением oldschool-звучания electropop, станет ясно со временем.

Back To The USSR:
  • Россия: Техника:Неисправна, Kosmopop2, Роботы, Bad8Bip, Tesla Boy, Порнорэп, Время Срать
  • Украина: The Cherry Man
  • Эстония: Popidiot, Hu?, Fuck You I Am A Robot
  • Беларусь: Water Low


Пограничные стили:


Electroclash


Направление electroclash появилось на стыке 90-х и 2000-х годов. Сам термин появился в США и описывал музыку, в которой звучали electropop, electro-punk и элементы техно. Всё это сопровождалось необычным китчевым имиджем и лёгкой сумасшедшинкой в выступлениях и клипах. Первыми группами в стиле считаются канадский проект Peaches, появившийся на музыкальной сцене в 1995 году, и американец Felix Da Housecat, который использовал нечто похожее на electroclash наряду с другими популярными стилями танцевальной музыки. Развили такое звучание американцы Fischerspooner. В Европе стиль в первую очередь появился в Германии усилиями проекта Chicks On Speed, а потом медленно переместился в Голландию, Бельгию и Францию. В то время появились бельгийцы Vive La Fete.

      

Однако настоящий расцвет стиля пришёлся на конец 90-х и начало 2000-х, когда на сцене появились два проекта, которые на данный момент считаю эталоном современного electroclash. В 1999 году в Великобритании был создан проект Ladytron, а во Франции появилась Miss Kittin. После этого стиль стал суперпопулярным и в Европе. Основной характерной чертой звучание считается женский вокал, экстравагантный имидж и провокационная лирика на разных языках. Среди второй волны стиля стоит выделить шведов Alice In Videoland и итальянку Tying Tiffany. Оба проекта исполняли современный electroclash с клубной направленностью. В новейшей истории стиля появилось много проектов, которые относятся больше к indie-сцене, однако среди них есть группы, которые придутся по вкусу любителям electropop. Такие проекты, как британский Autokratz и интернациональный Terry Poison, который официально считается израильским, играют некоторое подобие электроклэшевого electropop с synth-punk. Стиль electroclash является пограничным направлением synth-сцены и indie-сцены, однако большинство проектов всё же имеют отношения к indie-музыке.

Back To The USSR:
  • Россия: Supersonic Future, Барто, СуперАлиса, Голый Повар
  • Украина: Камон!!!


Synth-сцена и альтернативная рок-музыка


На стиль synthpop, как известно, повлиял post-punk, поэтому наличие элементов рок-музыки в synthpop является обычным явлением. И появление проектов, использующих более роковое звучание, было лишь вопросом времени. Сейчас уже сложно точно сказать, когда именно появились подобные первые альбомы, однако можно с уверенностью утверждать, что на такое звучание повлиял американский проект Killing Joke, хотя сама группа на ранней стадии играла post-punk с элементами других стилей и использованием электронной музыки. Одним из первых проектов, начавших играть так называемый стиль synth-rock, который ещё называют electro-rock, можно назвать американцев 16Volt. Проект существует c конца 80-х и делает упор на рок-музыку, используя синтетическое звучание. Стиль этот не получил такое широкое признание из-за большой популярности на тот момент synthpop.

Более популярные и известные synth-rock проекты начали появляться ближе к концу 90-х и в основном на американском континенте. В конце 90-х появились группы Orgy и Kidneythieves из США и The Birthday Massacre из Канады, музыканты последних использовали также элементы готической музыки. В Европе на поприще synth-rock орудовали финны The Insult That Made A Man Out Of Mac и норвежцы Zeromancer. Чуть позже к европейскому эшелону примкнул ещё один финский проект Iconcrash и норвежцы Ljungblut, которые использовали indie-стили наряду с синтетической музыкой и роком. В 1999м году британский метал-проект Paradise Lost выпускает нестандратный для своего творчества альбом "Host", ставший для многих слушателей синт-сцены эталоном synthpop с сильным роковым влиянием. После этoго альбома британцы вернулись в своё обычное звучание, однако наследие "Host" осталось на синт-сцене, а многие современные музыканты из метал-сцены черпают вдохновение к созданию электронно-роковых опусов именно из этого альбома.

      

И всё равно данные проекты выпускались на малоизвестных лейблах и не полностью вошли на тёмную сцену, кроме канадцев The Birthday Massacre. В середине 2000-х всё несколько изменилось с появлением американского проекта I:Scintilla и итальянцев Helalyn Flowers, альбомы которых выходили и выходят на известном лейбле Alfa Matrix. Также некоторые элементы роковой музыки стал использовать британский synthpop-проект Mesh. Стиль до сих пор не получил чёткие очертания, однако стал намного более популярным, причём не только на тёмной сцене. К концу 2000-х появились и другие проекты: к примеру американо-шведский Sexydeath и британский Officers. И некоторые synthpop-коллективы стали более часто использовать роковое звучание на студийных записях (например американцы Blaqk Audio).

Отдельно стоит упомянуть шведский проект Bondage Fairies, который в своём творчестве сочетает множество стилей indie-музыки и synth-сцены. Некоторые коллективы не ограничились использованием только роковых элементов, а внедрили в своё звучание punk-rock. Такое направление называют synth-punk. Среди знаковых, хоть и не широко известных коллективов можно назвать немецкий проект T.Raumschmiere и французов Robotnicka. Ну, и наконец известный готический проект Unheilig на некоторых альбомах обильно использует элементы synt-rock наряду с gothic metal и NDH. Как я уже писал выше, стиль synth-rock до сих пор не получил чёткие очертания и конкретную форму, однако его можно услышать на концертных выступлениях многих synthopop-групп, которые используют живые музыкальные инструменты и звучат роково именно на концертах.

Back To The USSR:
  • Россия: Oligoria, Sexy Kill Device, Punk Tv, Selilum Selyn


Мифы и легенды


  • Стиль synthpop имеет свои чёткие очертания и каноны и не является мейнстримом, несмотря на то, что некоторые проекты уже давно вышли за пределы тёмной сцены. На некоторых форумах и музыкальных ресурсах я уже неоднократно видел описание многих электронных проектов с вокалом как synthpop, хотя никакого звучания synthpop там не было. Synthpop называют множество стилей (italo-disco, new wave, spacesynth и даже techno и eurodance, а особенно часто electropop), но всё это, конечно же, к synthpop и даже к тёмной сцене отношения не имеет.

  • Многие проекты, которые играют indiepop с new wave награждаются меткой synthpop, что тоже неверно, потому что, кроме влияния стиля, там ничего нет, а проекты эти относятся исключительно к indie-сцене.


Автор: Count_Death

Другие статьи:
Готическая романтика (Post-Punk, Gothic Rock, Gothic Electro, Darkwave, Ethereal, Gothic Metal)
Индустриальный экспериментализм (Industrial, Noise, Power Electronics, Dark Ambient, Dark Folk)
Пост-индустриальная агрессия (EBM, Dark Electro, Electro-Industrial, Rhythmic Noise, Electro-Metal)
Фолк-достояние (Neofolk, Medieval, Folk-Metal)