Тёмная сцена: пост-индустриальная агрессия

Можно сказать, что на тёмной сцене пост-индастриал является наиболее популярной нишей. Ни один фестиваль не обходится без пост-индустриальных проектов, ни одна вечеринка - без диджеев, играющих пост-индустриальную музыку, подавляющее большинство лейблов выпускают хотя бы один пост-индустриальный проект, а некоторые фестивали и лейблы так и вообще являются исключительно пост-индустриальными.


Electronic Body Music (EBM)


"Электронная музыка для тела", а именно так переводятся на русский те самые три заветные буквы EBM, является самым первым пост-индустриальным направлением, из которого вышли многие последующие стили не только пост-индустриальной, но и современной электронной сцены. Корни этого направления восходят к немецким пионерам электронной музыки Kraftwerk и стилю, называемому "новая немецкая волна" (neue deutsche welle). Родоначальниками стиля является бельгийцы Front 242, которые не только первыми стали играть EBM в начале 80-х, но и придумали ему название. Их дело продолжили британцы Clock Dva и Portion Control, канадцы Skinny Puppy и бельгийцы The Neon Judgement и Absolute Body Control. Ещё из первой волны EBM стоит упомянуть два проекта, которые позже прославились в других жанрах и стали своего рода эталонами, на которые все равнялись, но в других жанрах. Это известные американцы Nine Inch Nails, ушедшие в альтернативную сцену, и немцы Oomph!, ставшие зачинателями neue deutsche härte. Оба этих проекта начинали именно с EBM или использовали его звучание на своих ранних работах.

Одновременно с ними появилась и немецкая группа DAF (Deutsch-Amerikanische Freundschaft), которая стала родоначальником современного направления oldschool / anhalt EBM, о котором будет сказано позже. Во второй половине 80-х стиль уже принял полностью сформировавшееся обличие: тяжёлые ритмичные биты, милитари-эстетика, пропагандистские настроения в лирике и использование речевых сэмплов. Также к первой волне EBM начала-середины 80-х можно отнести британский проект Nitzer Ebb, бельгийцев The Klinik и Vomito Negro, немцев Bigod 20, канадский проект Front Line Assembly, словенцев Borghesea, немцев Armageddon Dildos и датчанина Leaether Strip.

      

Вторая волна EBM уже стала иметь ярлык "oldschool". Из подобных групп можно отметить немцев Tyske Ludder и Genital A-Tech и датчан Birmingham 6. Во второй половине 90-х популярность стиля EBM сошла на нет и сменилась новомодным звучанием dark electro. Проектов, играющих EBM, становилось всё меньше и меньше. Из них можно выделить американский проект Din_Fiv, являющийся сайд-проектом музыканта по имени Дэвид Дин (David Din), известного по работе в основном проекте Informatik, который тоже играл EBM с примесями electro-industrial. Также в середине 90-х появились две немецкие команды Accessory и Funker Vogt, которые на данный момент можно считать классическим звучанием современного EBM. В наше время довольно сложно встретить проект, играющий чистый современный EBM. Проектов мало, но они есть: к примеру американцы Carphax Files и последние работы немцев Tyske Ludder. Немецкий коллектив Steinkind нашёл золотую середину между oldschool-звучанием и современным саундом EBM.

А вот другие немецкие проекты Straftanz и Kontrollverlust Ost стали использовать в современном EBM элементы dark electro, что сделало звучание более насыщенным, но не менее хитовым. Также свою музыкальную карьеру в стиле EBM начинали такие известные группы, как норвежцы Apoptygma Berzerk, немцы In Strict Confidence, And One, Lights Of Euphoria и Solitary Experiments, которые сейчас ушли от EBM-звучания в более мягкие и клубные стили тёмной сцены. На заре развития EBM существовал культовый немецкий лейбл Zoth Ommog Records, который сейчас уже не существует. Сейчас же основная масса EBM групп выходит на других немецких лейблах Out Of Line, Infacted Recordings, бельгийском Alfa Martix, но их не так много из-за большей популярности других стилей пост-индустриальной музыки, в частности dark electro и techno body music.

Back To The USSR:
  • Россия: Spin Provider, Tekkno Orgasm, [Стагнация], Танцы на Воле, [Штурм], Zoйd, Chasseur de Beaute, Holocoder, Конструктор Красного Цвета
  • Украина: T44, Lynn Self, FleshState


Oldschool / Anhalt EBM


"EBM старой школы" - это современный стиль музыки, несмотря на название. Говоря о зачинателях стиля, можно упомянуть "oldschool EBM", но там скорей имеется в виду классическое EBM-звучание. Современный же oldschool EBM имеет более современные способы обработки материала, более сочное звучание и более яркую и чёткую концепцию. Первыми группами в этом стиле можно считать немцев Orange Sector и Prager Handgriff, бельгийцев Ionic Vision и ранние работы немцев Tyske Ludder. Последние стали негласными зачинателями стиля, хотя сейчас играют современный EBM.

Вторая волна oldschool EBM накрыла тёмную сцену в начале 2000-х усилиями немцев T.A.N.K., Proceed и шведов Spetsnaz, C.A.P. и Dupont. Spetsnaz стали своеобразным толчком к развитию стиля. Из относительно молодых представителей oldschool EBM стоит выделить немцев Angstfabrikk и Zentrum Der Arbeit, шведов Autodafeh и Spark! и французов Void Kampf. В конце 90-х из области oldschool EBM появляется другой стиль под названием anhalt EBM. И если основными вдохновителями oldschool были Front 242 и Nitzer Ebb, то музыканты anhalt черпали идеи у немцев DAF и Liaisons Dangereuses. Anhalt происходит от названия федеративной земли Германии Sachen-Anhalt, где расположен городок Dessau, в котором функционирует наиболее активная промоушн-организация в этом музыкальном направлении - Electric Tremor.

      

Это организаторы одноимённого фестиваля и владельцы однoимённого лейбла, занимающегося выпуском именно современных oldschool EBM групп, большинство из которых базируется как раз в регионе Anhalt. Музыка отличается сухостью, не особой насыщенностью звучания, немецкоязычной лирикой (или шведской в случае со шведами) и в принципе подобную музыку не стоит воспринимать всерьёз, потому что в ней очень много стёба. Многие приравнивают звучание anhalt EBM к электронному варианту панка и иногда даже называют его oi-EBM. Bедущим и наиболее известным проектом из этой области является шведcкий дуэт Sturm Cafe, но основная аудитория находитcя именно в Германии.

Конечно, не все проекты выпускаются на Electric Tremor, но молодые начинают именно там. Из основных проектов anhalt EBM стоит упомянуть немцев Jager 90, Sequenz-E, A.D.A.C. 8286 и Ugh...!, шведов Sturm Cafe, Container 90, Ekobrottsmundighetten, Kropp, португальцев Lokomotiv, бельгийцев Darkmen (которые сейчас ушли больше в область oldschool), финнов Oldschool Union и россиян DBS (Deutsche Berittene Spetsnaz) и Крепкий Продукт. В последние несколько лет сцена очень сильно разрослась, крупные лейблы стали выпускать группы, которые раньше не могли и представить себе выпуск альбома на ведущих лейблах тёмной сцены. Anhalt EBM вышел и за пределы Европы, найдя своих почитателей в Южной Америке.

Back To The USSR:
  • Россия: DBS, Крепкий Продукт, Wunderscheisse


Dark Electro / Electro-Industrial


К концу 80-х годов от стиля EBM ответвилось новое направление, получившее название dark electro. Если EBM был музыкой для тела, то dark electro на заре своего развития было музыкой для души и представляло собой тягучие мрачные мелодии без танцевального бита с идеями пост-апокалипсиса и не особо радужного будущего. Стилю dark electro присущ искажённый вокал, периодически переходящий в скрежет. Первыми в этом стиле стали работать канадцы Skinny Puppy в середине 80-х. К концу 80-х началу 90-х поддержали и стали толчком к развитию немцы YelworC, Calva Y Nada и :Wumpscut:, американец Velvet Acid Christ, который выпускал одни из самых интересных альбомов на сцене, используя элементы других электронных стилей, канадцы Decoded Feedback, мексиканцы Hocico и бельгийский проект Suicide Commando. Также руку к формированию стиля приложили и Frontline Assembly, хотя большинство их творчества лежит всё же в другом стиле, но их влияние на многие современные коллективы и их звучание нельзя отрицать.

Однако два последних проекта со временем изменили звучание dark electro, направив его из головы в ноги, добавив жёстких танцевальных битов клубной направленности. Hocico стали прародителями латиноамериканского звучания, породив большое количество последователей. Их мощное чёткое звучание стало эталоном. На американских материках это звучание dark electro получило название electro-industrial, которое периодически используется и европейскими критиками. Suicide Commando же стали эталоном европейского или даже немецкого dark electro, которое в начале 2000-х было наиболее популярным на европейской тёмной сцене. Из латиноамериканского саунда стоит выделить мексиканцев Amduscia, аргентинцев C-Lekktor, Cenobita и Alien Produkt и чилийцев Die Braut.

Европейское дело Suicide Commando продолжили голландцы Grendel, немцы [:SITD:], Wynardtage, Agonoize, X-Fusion и The Retrosic, итальянцы Alien Vampires и великое множество других проектов, коих сейчас на тёмной очень много. Немец :Wumpscut: остался верен классическому звучанию dark electro и по сей день. У музыкантов из США также появились свои отличительные черты и свои проекты: God Module, Negative Format, а также канадские проекты Unter Null и Detroit Diesel. Перечислить все существующие на данный момент проекты займёт много времени. В Америке в определённый момент настала мода на dark electro с оттенком black metal и, если у Dawn Of Ashes это получилось отлично, то Psyclon Nine были интересны в первую очередь любителям метала, а любители классического звучания не считали их dark electro. Одним из знаковых моментов в американском пост-индастриале в последнее время стало появление в середине 2000-х проекта Die Sektor, который продолжил дело коллег. В мире сейчас существует много лейблов, выпускающих dark electro, как крупных известных, так и маленьких локальных.

      

Стиль на данном этапе развития находится в творческом кризисе, но проекты продолжают размножаться с невероятной скоростью, не неся в себе никаких идей, а просто копируя творчество грандов. Последний раз как-то освежить стиль получилось у немецкого проекта Heimataerde, который в середине 2000-х выпустил альбом dark electro с обильным использованием сэмплов волынок и средневековой тематики. Однако со временем звучание немца стало таким же, как и у большинства групп, а на последнем альбоме были использованы гитары. За последние несколько лет очень хорошо себя проявила греческая сцена, обогатив стиль несколькими качественными проектами: Preemptive Strike 0.1, Siva Six, Child From The Crypt и Nano Infect. На современной сцене осталось очень мало проектов, играющих классическое тягучее dark electro, поэтому олдскульную школу дарк электро в отдельный стиль не выделяют, однако она имеет место быть.

В 10-х годах нового тысячилетия из тени вышли многие стили мэйнстрима электронной музыки. В частности это касается dubstep и drum'n'bass. Эти стили не обошли стороной и dark electro. Многие известные музыканты стали использовать данные направления в своей музыке, что вызывало протеворечивые чувства у слушателей, потому что не у всех получалось. Законодателями моды такого звучания можно считать Frontline Assembly с альбомом "Echogenetic", по стопам которых пошли австралийцы Sirus, канадцы Psykkle, американцы Die Sektor и немецкий EBM-проект Accessory. К ним позже присоединились некоторые молодые и малоизвестные проекты.

Oldschool dark electro – электронное пост-индустриальное течение музыки, зародившееся в конце 80-х, но крепко зарекомендовавшее себя в течение всего периода 90-х, а также условно продолжающееся по сей день. Звук, который впоследствии стал обозначаться как "классический дарк электро", был создан в результате технического слияния раннего ЕBM и раннего electro-industrial и был насыщен мрачным смысловым и исполнительным оттенком. Oldschool dark electro отличался жестким и размеренным (иногда ускоренно-танцевальным) ритмом, агрессивным и напористым вокалом с дополнительными процессинг-эффектами (distortion), а также общей резонансной, зловещей и относительно хаотичной атмосферой. Другие характерные черты жанра – старые «кассетные» методики записи, типичные звуки аналоговых моделей синтезаторов того времени, исключительная "сырая" механизированность звучания, и широкое использование отдельно взятых устрашающих сэмплов из художественных кинофильмов (чаще триллеров и фильмов ужасов).

Формально, историю развития жанра можно разделить на два условных периода: все, что было до и после 2000 года. Стартовый отсчет обычно начинается с 1988 года, а именно с выпуском первой демо кассеты немецкой группы Yelworc «Rising As Phoenix From Its Ashes». Другие европейские энтузиасты (в основном из Германии) подхватили зародившуюся музыкальную эстафету в 90-х и тем самым успешно привнесли свой вклад в развитие жанра: Splatter Squall, Placebo Effect, Individual Totem (ранний), Second Disease, Evil's Toy (ранний), Infact, Intoxication, Object (ранний), и др. С началом "золотой декады" old school dark electro перебрался через Атлантический океан и попал в талантливые руки маститых композиторов из Северной и Южной Америки: Xorcist, Jihad, Oxido Conkreto, Cenobita (ранний), Cybernetic Faces и многих других.

      

Техасский дуэт братьев Дуэйна и Гари Дассинг Mentallo & The Fixer и вовсе был в скором времени возведен в статус культового. В виду временных и социальных тенденций, жанр dark electro прошел через техническое и неизбежное обновление звучания к началу нового тысячелетия, и то, что по праву считалось "классическим звучанием", так и осталось в рамках консервативного и аутентичного "oldscool dark electro" 90-х. Несмотря на радикальное преображение жанра в более современный аналог, даже с началом 2000-х можно услышать проекты, проповедующие традиционное "поржавевшее" звучание прошлого десятилетия и не дающие жанру усохнуть бесповоротно: Allied Vision, Nectrotek, Pyrroline, Nordschlacht, Depressive Disorder, Fix8:Sed8, и другие.

Проследить исторические влияние отечественных проектов довольно непросто, хотя сегодня уже можно с гордостью вспомнить такие проекты как Denergized, SS-18 Blast, и Fabious Corpus Act. Стоит также отметить две важные исторические особенности "oldschool dark electro", повлиявшие на его звучание и восприятие в народе. Первое, жанр развивался под сильнейшим влиянием electro-industrial команд 80-х (Skinny Puppy, Click Click и The Klinik), что основательно повлияло на созвучие и неразрывность раннего dark electro с множеством других electro-industrial проектов. Иногда взаимная пересекаемость стилистик приводила к полнейшему наложению одного жанра на другой, отчего досконально разделять и сортировать группы по двум лагерям проблематично даже сегодня. Тем не менее, комплексная структура исполнения и гнетущая агрессия всего олдскульного саунда были и остаются основным мерилом в сравнении двух стилей.

Второе, несмотря на закостенелое звучание, oldschool dark electro, как обособленный жанр, со временем так и не смог добиться масштабного отклика даже в рамках андеграунда, в сравнении с братским течением "oldschool EBM". Причины можно искать в первой особенности, из-за которой electro-industrial "перекрывал кислород" для полноценного прогресса жанра. Частично, можно сетовать на короткую скоротечность тематических проектов: многие из них официально не издавались на лейблах звукозаписи, ограничившись лишь редкими записями демо-альбомов, а вскоре, "бабочки-однодневки" и вовсе распадались. И частично можно все списать на радикальный успех осовремененного звука dark electro, который слишком резко отделил прогрессивное звучание от классического. Также стоит упомянуть влияние некоторых тогдашних студий звукозаписи, которые способствовали активному продвижению oldschool dark electro под куполом музыкального авангарда: Zoth Ommog, Celtic Circle Productions и Ausfahrt.

Back To The USSR:
  • Россия: Wavefall, |De:Source|, C_File, Necro Stellar, Hypno[Revil], Nexus VI, CutOff:Sky (techno-industrial), Terrorgazm, Uterus Insected, Proletari, [ Sin.Thetic Squad ], DualProform, Riddle, Sleetgrout, Тотальный Контроль, Nitemare Machine, CyberalexandroloN666-R (oldschool dark electro), Heartrate, Unsequenced (oldscool dark electro), Deception Cost, Anthracitic Moths, Totten Mechanismus, Rapid Eye Movement, Fetish'Ist, Reiz, Infectious Contamination, Synthetisch Lebensform (electro-industrial), Electric Resistance, Noise Resistance
  • Украина: Inxera Syndrome, Mortal Invasion, Error::Genesis, Dirty Bird 13, Prizon Oz, Hyperhate, Whitar, Shamaniac, Cryonix
  • Латвия: Anocodaine, Symmetry Of Asymmetry, [N]egative01, Koronar, Cyber Punk, Ls Tur, Tetsuo Shima, Living Nightmare, G-Shower, Lenoros Sapni, Audioscope
  • Литва: Lauksna Lauxna
  • Беларусь: Diversant:13, The Mind's Edge, Till It Bleeds, Terra Cadaveris, Suicide Inside (+rhythmic noise), Fabious Corpus Act (electro-industrial), Perfect Symmetry, Mind The Gravity, Asdeandare, Fla Vector (+breakbeat)
  • Эстония: Cyclone B, Freakangel, Forgotten Sunrise (творчество среднего периода карьеры)
  • Азербайджан: Mechanic Fist


Aggro-Industrial


Вышедший из EBM стиль aggro-industrial сочетает жёсткие танцевальные электронные биты и гитарные риффы. Также присутствует более брутальный и местами искажённый вокал. Стиль зародился в Европе в середине 80-х годов немецкими группами KMFDM и Die Krupps. Оба проекта стали иконами стиля, хотя Die Krupps и начинали свой творческий путь в области EBM. В конце 80-х усилиями группы Ministry, сменившей synthpop на более жёсткую музыку, стиль дошёл и до США. Альбомы Ministry конца 80-х считаются эталоном стиля, несмотря на то, что позже проект ушёл в более альтернативную область звучания и сотрудничество с известными музыкантами сцены альтернативного метала.

      

В середине 90-х aggro-industrial стали использовать известные канадские музыканты из группы Frontline Aasembly, выпустив альбом "Millenium", который тоже стал примером для подражания многим современным проектам. В середине 90-х в Америке появился ещё один необычный проект под названием Hanzel Und Gretyl, который использовал тематику Третьего Рейха в музыке. В то же время появилась канадская группа Unit:187, начинавшая с electro-industrial, позже игравшая aggro-industrial. Из современных формаций aggro-industrial стоит выделить чилийский проект Vigilante и аргентинцев Punto Omega, которые начинали своё творчество на ниве electro-industrial. Также aggro-industrial занимался известный музыкант из групп Icon Of Coil и Combichrist Энди ЛаПлега (Andy LaPlegua) в рамках проекта Panzer AG. Aggro-industrial стал толчком к развитию ещё нескольких направлений тёмной сцены, о которых будет сказано позже.

Back To The USSR:
  • Россия: Repus Tuto Matos, Panzertank, [Systemshock] (раннее творчество, +dark electro)
  • Украина: Mind:|:Shredder


Techno Body Music (TBM)


Давным давно на заре развития электронной музыки музыканты электронного мира были сподвигнуты грандами Kraftwerk и DAF на создание более мощного и агрессивного современного танцевального стиля. Так появился EBM. Чуть позже другие музыканты решили добавить скорости и смягчить звучание грандов. Так появилось techno. Все диджеи того времени крутили techno и EBM вместе, но в 90-х эти два направления стали разделяться на два лагеря. Однако музыканты и диджеи обоих стилей не перестали сотрудничать. Такие группы как Combichrist, VNV Nation и Fixmer/McCarthy со стороны EBM сотрудничали с Dj Hell, Chris Liebing со стороны techno, обменивались идеями, делали друг на друга миксы и римэйки. Следовательно, TBM стал логическим завершением данного сотрудничества.

Лучшие моменты техно соединились с агрессией и мощью EBM и шершавостью клубного варианта rhythmic noise. Первые предпосылки к созданию стиля проявились на альбоме 2004 года известного по Haujobb Даниеля Майера (Daniel Mayer) в рамках своего проекта Destroid, однако основным идеологом и зачинателем стиля стал Энди ЛаПлега (Andy LaPlegua), известный по futurepop-проекту Icon Of Coil. В 2003 году Энди создаёт проект Combichrist, который изначально был ориентирован на electro-industrial. В 2004 Combichrist окончательно отказался от electro-industrial и пошёл в совершенно новом для него направлении. TBM стал особо популярен после выхода в 2005 году альбома Combichrist "Everybody Hates You" и сборника "This Is TBM" на одном из ведущих немецких лейблов Out Of Line. А песня Combichrist "This Is TBM" стала своеобразным гимном новоиспечённого стиля.

      

Эстафету TBM тут же подхватили американцы Glis u альбом "Nemesis", в котором бок-о-бок сошлись TBM, futurepop и EBM. Ещё в середине 2000-x появился проект другого музыканта из уже упомянутой группы Icon Of Coil Себастиана Комора (Sebastian Komor) с своим проектом Zombie Girl. Их стиль был несколько шире, чем чистый TBM, однако оказал не меньшее влияние на формирование современного TBM. Со временем ранний вариант TBM трансформировался в более клубную музыку. В середине 2000-х в Германии появился проект [X]-Rx, который показал миру, как делать мощные танцевальные TBM-хиты. Его примеру последовали немецкий проект известного по X-Fusion Яна Лемкампера (Jan Lehmkaemper) Noisuf-X, немцы Phosgore, проект известного по Blutengel и Terminal Choice Криса Поля (Chris Pohl) под названием Miss Konstruktion, eщё один сайд-проект известного музыканта из мексиканской группы Hocico Оскара Майорги (Oscar Mayorga) под названием Dulce Liquido, в рамках которого он соединял TBM с electro-industrial, Sam, Fabriekc, Soman и Incubite.

TBM становится популярным в Германии, о чём свидетельствует большое количество сайд-проектов известных на тёмной сцене музыкантов, решивших попробовать себя в новом стиле. Также и Томас Райнер (Thomas Rainer) из L'Ame Immortelle использовал элементы TBM в своём проекте Nachtmahr. Основным лейблом, издающих TBM-релизы, стал немецкий ProNoize, на котором выходили альбомы практически всех групп TBM второй волны. На данный момент TBM является наиболее популярным среди молодого поколения направлением на пост-индустриальной сцене. Его любителей легко можно узнать по светящейся кислотными цветами одежде и атрибутике химической атаки.

Back To The USSR:
  • Россия: Zweifelhaft, Freaky Mind, Scamp Revolver, Eisenheim, Sublustrum, Diezel Xzaust
  • Украина: Segentot, Ginger Snap5 (раннее творчество), Meat Inc.
  • Латвия: Rosewater


Rhythmic Noise


Стиль rhythmic noise или, как его ещё называют power noise, является наиболее близким к классическомy industrial направлением пост-индустриальной сцены. Скрежет и технические режущие ухо шумы были наложены на жёсткий грязный бит. Из-за этого бита стиль иногда назывался в прессе distorted beat, однако это название не прижилось и сейчас уже мало где употребляется. Всё началось с творчества испанского коллектива Esplendor Geometrico, которые начинали свой творческий путь с классического industrial, однако в конце 80-х начале 90-х добавили в звучание тот самый грязный шумный бит, положив начало новому стилю, который тут же подхватили некоторые музыканты из Германии. В начале 90-х в музыкальном мире industrial появился проект Noisex, который, собственно и придумал термин power noise, ставший в последствии названием стиля. Ближе к середине 90-х в Германии появляется ещё ряд проектов в таком же стиле и с таким же звучанием: P.A.L., Asche, WinterkaeLte, Morgenstern и Synapscape. Именно они вместе с Noisex и стали иконами стиля.

В тот же период в Европе стиль стал выходить и за пределы Германии: появились бельгийцы Hypnoskull, сочетающие rhythmic noise с различными мэйнстримовыми электронными стилями, поляки Wieloryb, которые вышли из тени только в конце 00-х, и ещё один бельгийский проект Sonar. В конце 90-х rhythmic noise дошёл и до берегов Америки, где появились ещё один гранд жанра американский проект Converter и канадец Iszoloscope. В начале 2000-х американская сцена rhythmic noise получила ещё один толчок в развитии после появления ещё двух проектов: Terrorfakt и Manufactura. В Европе в начале 2000-х стиль также продолжал развиваться, выйдя на новый уровень. Немцы Mono No Aware и KiEw и шведы Tarmvred остались верны классическому звучанию. А вот другие немцы Xotox после нескольких релизов добавили ритма, мелодики и танцевальности, от чего rhythmic noise попал в клубы на танцполы.

      

Их примеру последовали немцы Shnarph!, амeриканцы Caustic и другие немцы Stahlfrequenz и американцы Alter Der Ruine, которые добавили ещё больше танцевальности, местами даже в ущерб драйву. А вот немецкий проект Greyhound нашёл золотую средину между клубной долбилкой и классическим шумным битом. Приблизительно также поступили и голландцы в рамках проекта The Peoples Republic Of Europe. Отдельно от остальных проектов стоит рассказать о немецком проекте Feindflug, который не является rhythmic noise в чистом виде. Это очень необычное, практически не имеющее аналогов и по сей день звучание rhythmic noise, EBM, иногда даже aggro-industrial, маршевых битов и использование атрибутики Третьего Рейна и тематики Второй Мировой Войны. Проект стал популярным в 1997 году, когда выпустил дебютный альбом, и остаётся популярным до сих, хотя и не выпускал официальных релизов уже довольно давно.

В начале 90-х годов в Германии появился первый лейбл, специализирующийся исключительно на rhythmic noise, - Hands Productions. На данный момент он является лидером в этой области пост-индустриальной музыки, организовывая отдельные концерты, имея свой собственный фестиваль "Forms Of Hands" и постоянное представительство на крупнейшем фестивале тёмной сцены "Wave Gotik Treffen". В середине 90-х появился ещё один немецкий лейбл, начавший выпускать rhythmic noise, - Ant-Zen. Вместе с Hands Productions эти два лейбла сейчас считаются элитными на этом поприще. В начале 2000-х в той же Германии появляется лейбл Ad Noiseam, выпускающий rhythmic noise, IDM и другие экспериментальные стили электронной музыки. Rhythmic noise является одним из немногих стилей тёмной сцены, который на протяжении уже двух десятков лет держит марку и до сих пор себя не изжил. В 2007 году в США появился лейбл Tympanik Audio, который начал издавать различные команды, сочетающие IDM с rhythmic noise. Сейчас такое звучание набирает ход и становится всё более популярным. Из подобных проектов стоит выделить американцев Totakeke, канадцев Ad-Ver-Sary, латышей Oyaarss и бельгийские проекты Wai Pi Wai и Pow[D]Er Pussy.

Back To The USSR:
  • Россия: t_error404, The Grind Slam, NaRick, Plasticine Noise, Tatlum, Парк Модерн, Vile Flesh (+IDM +dark ambient)
  • Украина: Dj S1C
  • Латвия: Hezzel, Marchwitza, Bios, Pixel Hero, Tankist, Barodarho, Devnoise, Swapm Koks
  • Беларусь: Каин, Ambassador21, Suicide Inside


Tribal Industrial


Самое молодое направление пост-индустриальной музыки называется tribal industrial. Подобного рода эксперименты можно было заметить в творчестве бельгийцев Hybryds и шведов Sephiroth, однако полностью звучание сформировалось и получило своё название только недавно. Его основоположниками считается бельгийский проект This Morn' Omina, который в начале 2000-х годов начал эксперименты со своим саундом и пришёл к индустриально-ритуальному звучанию на основе электронной музыки, состоящей из элементов IDM, ritual ambient, периодическими вкраплениеми rhythmic noise и лёгкой атмосферой electro-industrial.

      

Почти в то же время подобное звучание сотворил и голландский пpоект Geomatic. Ещё один бельгиец Ah Cama-Sotz, выпускавший альбомы в разных стилях с середины 90-х, в середине 2000-х присоединился к развитию стиля tribal industrial. И, наконец, в тех же 2000-х бельгиец Tzolk'in дополнил картину своим творчеством. На данный момент проектов в этом направлении появляется мало, но стиль можно считать сформировавшимся, хоть и узконаправленным. Основная масса этих проектов выходит на лейблах Ant-Zen (Германия) и Tympanik Audio (США). Из современных ярких проектов стоит выделить украинца Na-Hag.

Back To The USSR:
  • Украина: Na-Hag, Strangled Voice, Nanocult
  • Литва: A20D
  • Беларусь: Tribal A.D., Antinomy Insight


Пограничные стили:


Intelligent Dance Music (IDM)


IDM как самостоятельная жанрообразующая единица и понятие появился в самом начале 90-х годов прошлого века в виде детища экспериментаторского запала британских техно-музыкантов, скрестивших свою профильную музыку с заумным ambient и house. Получивший гибрид был довольно сложен для восприятия, однако принят на «ура» в электронной тусовке и довольно быстро получил название IDM (Intellegent Dance Music), реже – braindance. Жанрообразующие проекты (Aphex Twin, Autechre, Oval) впоследствии надолго прописались на Warp Records и до начала 2000-х именно они ассоциировались с классическим IDM-звучанием.

Параллельно развивалась и другая, искомая, ветвь жанра, обособленная и до самого начала XXI века не затрагивающая традиционную. Появилась она так же в начале 90-х годов, однако, уже как продукт разума индустриальных музыкантов, стремившихся модернизировать ставшее на тот момент аутентичным комплексное и навороченное агрессивное звучание Skinny Puppy и Mentallo And The Fixer посредством привнесения в него мелодичных ambient-компонентов, noise-конструкций и поп-мелодики. Первопроходцами же в этом деле вполне можно назвать такие проекты, как Index, Тotal Harmonic Distortion, Testube и Violet Arcana - техногенные, мелодичные, чуть растерявшие электро-индустриальный напор в угоду экспериментальному духу и чрезмерной навороченности звучания.

      

Ближе ко второй половине 90-х электро-индустриальные музыканты все глубже интегрируются в параллельные электронные жанры, развивая идею «борьбы мелодии с ритмом» (именно так позже стал характеризовать индустриальный IDM). Наиболее предметные альбомы выпускают Gridlock (непричесанный и грязный синтез noise и массивного electro-industrial), Haujobb (произведший легкий фурор синтезом электро-индустриального звука и модных на тот момент house и drum'n'bass) и Forma Tadre (сделавший ставку на атмосферный звук, угрюмость, концептуальность и «найденные» звуки). Объединенные общей идеей, сценой, саундом и слушателями, все же эти проекты не были способны заставить говорить о себе как об отдельном жанре и величались рядовым слушателем не иначе, как "experimental industrial". Такое положение сохранялось практически до конца века и до момента появления на музыкальной арене такого гиганта, как Hymen Records. Именно с его релизами связывают появление термина Industrial IDM.

В первую очередь, это альбомы Gridlock "Trace" 2001 года и Passarani "Unspeakable Future Outbreaks" 1999 года (также стоит отметить альбомы проектов Index и Testube, которые, однако, остались в электро-индустриальном русле), в которых слушателю представляется абстрактное, шершавое и мелодичное музицирование на стыке ритмического noise, ambient и сумрачного звукового футуризма с шуршащими подпрыгивающими ритмами, неровным темпом и размазанным хронометражем с ярко выраженной экспериментальной природой, свойственной традиционному IDM. Звание эталона жанра по итогам получил альбом Gridlock "Formless", вышедший в 2003 году, породивший колоссальную уйму подражателей и последователей и закрепивший жанр в уже окончательном виде. Далее жанровая ниша развивалась по накатанной: стали появляться флагманские лейбл-имена наподобие Tympanik Audio, Funkwelten, M-tronic, Brume, каждое из которых давало сцене новую грань звучания (благо, поле для экспериментов широчайшее) и являло свету своих уникальных исполнителей.

Известные на тот момент индустриальные музыканты создали сайд-проекты в стиле того самого индустриального IDM, одним из примеров которого можно привести проект Wai Pi Wai от известного белгийца Ah Cama-Sotz, выпустивший свой единственый полноформатный альбом в 2004 году. Сегодня большинство "классических" значков либо прекратило свою деятельность, либо пребывают в перманентной спячке, либо же издают экспериментальный саунд, уйдя достаточно далеко от искомого звучания. Из наиболее популярных на тёмной сцене современных проектов в этом стиле стоит выделить американцев Lucidstatic и Totakeke, швейцарский проект Stendeck и немца Hecq. IDM часто используется вместе с rhythmic noise для совмещения лёгкости и агрессивности. В пример можно привести бельгийский проект Empusae. Также к IDM нередко прилагается неоклассическая составляющая, как у французов Aairial или Zinovia. А в виду популяризации dubstep и drum'n'base в начале 2010-х годов стали появляться проекты, сочетающие в себе индустриальный IDM с этими мэйнстримовыми стилями электронной музыки и rhythmic noise. Уникальной на данный момент группой в этом направлении является латвийский проект Oyaarss.

Некоторые IDM-проекты выходили на экспериментальных лейблах, связанных с rhythmic noise и другими индустриальными стилями: Ad Noiseam и Hands Productions. Oднако на сегодняшний день наиболее активными и значимыми являются такие лейблы, как Aliens Production, Raumklang Music, Solanic, N5MD и Abstrakt Reflections.

Back To The USSR:
  • Россия: WAVAW, Ainoma, X3D5, Tineidae, Mirum Mulier, Xsodect
  • Украина: Zavoloka, Sound Wave Pressure, Heinali, r.roo
  • Литва: Skardas, Rising Spirit, Fingus
  • Эстония: Joel Tammik
  • Беларусь: Nearfield, Medkit, Recfrag, Solaris, i/dex, Organism
  • Молдова: Megatone, (Project) Ritual Noise
  • Латвия: Oyaarss (+breakbeat +drum'n'base +electro)


Neue Deutsche Härte (NDH) / Electro-Metal


"Новая немецкая тяжесть" (именно так переводится название стиля) появилась в Германии в середине 90-х годов. Это продукт соединения немецкого рока с aggro-industrial и немецкоязычной лирикой. Первыми в этой сфере проявили себя немцы Oomph!, выпустив альбом в 1993 году. Через два года после этого вышел дебютный альбом самой успешной на данный момент NDH-команды Rammstein. В то же время в Австрии появились Stahlhammer и в Германии Megaherz, которые исполняли схожую по духу и составляющей музыку. Сейчас направление NDH является одним из самых популярных не только на тёмной сцене, но и среди любителей альтернативной музыки.

      

Группы, играющие похожую на NDH музыку, но не на немецком, называют electro-metal crossover (последнее слово обычно опускают), хотя по структуре и общей атмосфере музыка ничем кроме языка не отличается. Многие не немецкие проекты начали играть подобную музыку на немецком, возможно, чтобы соответствовать канонам, но больше из-за фонетической агрессивности немецкого языка. Из современных исполнителей NDH можно отметить немцев Eisbrecher, Ost+Front и Stahlmann. Также стоит упомянуть Unheilig, которые сочетали NDH, gothic metal и электронную готическую составляющую, однако в современном творчестве Дер Граф (Der Graf) уже отошёл от того звучания, к которому привыкли слушатели тёмной сцены, перейдя в более альтернативную область, как, в общем-то, и Rammstein.

Back To The USSR:
  • Россия: Frau Falter (NDH), Stark Treiben (NDH), Exorcist, Benzedrene/Green, Стройбат, Ржавые Болты
  • Украина: Disharmony (NDH), Сонцесвiт, Dexessus, Ranta
  • Беларусь: Synaxaria
  • Эстония: Error:Success, No-Big-Silence
  • Казахстан: Doom_Tech
  • Узбекистан: Ewigstein


Cyber-Metal


Направление кибер-метал появилось в 1999 году после выхода альбома норвежского проекта The Kovenant "Animatronic". Это были жёсткие композиции с мощными гитарными риффами, приправленные большим количество электронной музыки. Мелoдии в основном были танцевальные, но не клубные. Стиль вышел из метала, поэтому к тёмной сцене относится довольно косвенно. Однако в 2003 году в Италии появляется другой проект под названием Dope Stars Inc., который к тому самому кибер-металу The Kovenant добавил танцевальные клубные мелодии из futurepop, получив кибер-метал, который смело можно отнести к тёмной сцене.

      

Отсюда следует, что существует две разновидности кибер-метала, как gothic metal или hardcore. Последователи кибер-метала разделились на два лагеря, практически не сотрудничают (хотя редкие случаи были) и выпускаются на лейблах разных сцен и для разной аудитории. В метале, к примеру, кибер-метал играют шведы Deathstars и россияне Xe-None, а в тёмной сцене примеру Dope Stars Inc. последовали их земляки Latexxx Teens и T3Chn0Phob1A. В 2002 году известный проект из метал-сцены Theatre Of Tragedy, и ранее заигрывавший с электроникой в творчестве, выпустил альбом "Assembly", в котором музыканты обширно использовали кибер-метал наряду с другими стилями. Чистым кибер-металом это можно назвать с трудом, но не упомянуть об этой работе норвежцев нельзя. Ещё один проект из области cyber metal Pulse появился во Франции и стал по сути толчком к уходу некоторых проектов метала в стиль, получивший название dance-metal, использующий фишки и идеи кибер-метала. Не знаю, можно ли считать dance-metal существующим сформировавшимся стилем, но если да, то он идёт нога в ногу с cyber-metal. В настоящее время развитие кибер-метала несколько остановилось, уступив дорогу другим стилям, или окончательно стало частью метал-сцены.

Back To The USSR:
  • Россия: Xe-None, Illidiance (с другими стилями метала), Type V Blood (с другими стилями метала)
  • Литва: Xess (+synth-goth-metal)


Мифы и легенды:


  • Многие слушатели часто используют название industrial metal, только вот существование такого стиля стоит под очень большим вопросом. Во-первых, большинство групп этого стиля используют в звучании электронику, а не industrial. Industrial основывается на экспериментах с немузыкальными звуками, которых даже у проектов aggro-industrial я не слышал, не говоря уже про музыкантов метал-сцены. Во-вторых, все группы, причисляемые к industrial metal, играют совершенно разную музыку, начиная от aggro-industrial и заканчивая black metal с электронными вступлениями. Во всех статьях, где описывается история industrial metal, на самом деле описывается история развития aggro-industrial, который потом каким-то чудом становится industrial metal. Следовательно, такого стиля не существует. Это самый большой миф тёмной сцены. Название появилось благодаря лейблам метала, которые использовали красивые слова, чтоб привлечь внимание слушателей, что у них благополучно и получилось, как и в случае с готикой. Только они забыли объяснить, что имели в виду.

  • Опять же, я часто вижу определения aggrotech, terror EBM, harsh EBM, hellektro и подобные касательно проектов в стиле dark electro. Это всё выдумки лейблов, чтобы привлечь внимание слушателей, или проектов, чтобы заинтересовать каким-нибудь "новым" звучанием, хотя на самом деле нового там ничего не будет. Этими словами обычно можно описать звучание, либо концептуальную составляющую того или иного альбома, но данныe термины не являются существующими сформировавшимися стилями музыки.


Автор: Count_Death

Другие статьи:
Индустриальный экспериментализм (Industrial, Noise, Power Electronics, Dark Ambient, Dark Folk)
Готическая романтика (Post-Punk, Gothic Rock, Gothic Electro, Darkwave, Ethereal, Gothic Metal)
Синтетическая меланхолия (Synthpop, Futurepop, Electropop, Electroclash)
Фолк-достояние (Neofolk, Medieval, Folk-Metal)