Тёмная сцена: индустриальный экспериментализм
Концептуальные корни и вся идеологическая составляющая индустриальной музыки в полном объёме развёрнуто и грамотно описана в "Industrial Culture Extented FAQ" Дмитрия Толмацкого, поэтому повторять своими словами тоже самое я не буду, однако стилистическую классификацию надо обновлять и уточнять. Поэтому, некоторые моменты всё же придётся продублировать. Скажу сразу, что все индустриальные стили музыки между собой тесно переплетаются и в чистом виде найти тот или иной столь сейчас довольно сложно, как и сложно найти проект, играющий только в одном из индустриальный стилей.
Сам стиль industrial играли различные группы ещё до того, как он получил своё название. А название появилось в середине 70-х годов усилиями музыкантов из британской группы Throbbing Gristle, которые создали лейбл Industrial Records, ставший знаковым для развития стиля. В тоже время начали свои музыкальные эксперименты другие британцы - Cabaret Voltaire. Индустриальная музыка основывалась на использовании нестандартных, идущих вразрез со сложившимися рамками музыкальной индустрии звуков, причём в основном хаотичных, без определённой системы. Музыканты уделяли большее внимание выступлениям, нежели студийным записям, потому что именно на выступлениях можно было увидеть и услышать, что же такое настоящий индастриал. Большинство проектов на выступлениях импровизировали, создавали и собирали различные механизмы для производства звука.
Если кто-то считает, что индастриал является электронной музыкой, то он глубоко ошибается. Электронные инструменты использовались, конечно же, при создании, но не являлись основной составляющей. Конкретно сказать и описать классический индастриал довольно сложно. После официального зарождения индустриальной музыки по всему мир стали появляться всё новые и новые проекты в этом стиле. В Австралии в конце 70-х появился проект SPK, в США в тоже время - Z'EV и Бойд Райс (Boyd Rice) (оба позже начали экспериментировать со звучанием и за рамками классического индастриала), в Германии в начале 80-х - Einsturzende Neubauten. Также в Британии в конце 70-х появилась экспериментальная группа Nurse With Wound, которая начинала свой творческий путь с классического индастриала, однако со временем добавила в свою музыку множество других элементов.
В 1981 году состоялся последний концерт Throbbing Gristle, после чего участниками было объявлено о том, что "стиль индастриал больше не существует и наступила эпоха пост-индастриала". Из-за этого многие любители классического индастриала стали считать всё, что было после 1981 года пост-индустриальной музыкой. При всём уважении к музыкантам из Throbbing Gristle, они не могут решать за всех. Стиль индастриал живёт и процветает, хотя и не так глобально, как в конце 70-х - начале 80-х, а больше на локальных сценах. Однако индустриальные коллективы продолжают появляться, хотя и не ориентируются на классическое звучание, а вносят всегда что-то новое, современное и своё.
Но индастриал был таким всегда, ища эксперименты и новые возможности, поэтому ничего удивительного в том, что современные индустриальные группы звучат не точь-в-точь, как Throbbing Gristle, не вижу. Но сказать, что индастриал в классическом звучании сейчас можно встретить крайне редко, стоит. После распада зачинателей индустриальной музыки участники проекта стали работать в рамках других стилей, однако один из проектов стал близким по духу и концепции индустриальной музыке - Psychic TV. Как я уже писал ранее, основным лейблом для музыкантов индастриала был Industrial Records. В наше время индустриальную музыку выпускают различные лейблы, хотя какого-то ведущего, выпускающего индастриал в чистом виде, нет.
Back To The USSR:
Конкретная музыка на самом деле образовалась за три десятилетия до зарождения индастриала, однако именно она стала одним из ключевых двигателей к тяге музыкантов к экспериментам со звуками. Musique conrete это случайно полученные естественные звуки: шум ветра, случайный разговор, стук капель дождя и т.д. Всё, что нас окружает изо дня в день является конкретной музыкой. Сложно это представить в качестве музыкального стиля, но она таковым является. По сути можно определённо сказать, что musique conrete существовала ещё тогда, когда отсутствовала музыкальная индустрия вообще. Конкретная музыка являлась частью академического авангарда и активно использовалась композиторами конца 50-х - начала 60-х годов. Пионером этого стиля, как и вообще индустриальной эстетики можно считать Луиджи Руссоло (Luigi Russolo). Его творчество в начале 20 века стало своеобразным прорывом в музыкальном авангарде и новым витком развития экспериментальной музыки.
В это же время, вдохновившись творчеством Руссоло в мире экспериментальной музыки, которая тогда ещё официально не называлась экспериментальной, появился ещё один итальянский композитор Филиппо Томмасо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti), сочетавший конкретную музыку с академическим авангардом и классикой того времени. Сам же термин "экспериментальная музыка" был придуман ещё одним композитором из США Джоном Кэйджем (John Cage), карьера которого пришлась на середину XX века. Кэйдж стал прародителем и отцом электроакустической музыки и считается основной персоной в послевоенном авангарде. После формирования стиля индастриал это направление стало полноценной его частью, ею пользуются практически все музыканты, экспериментирующие со звуком, поэтому выделять конкретные проекты было бы излишне. Её пользовались в своё время британцы Zoviet France, японцы Merzbow и Cccc, американец Бойд Райс (Boyd Rice), британский проект бывшего участника Throbbing Gristle Coil, шведы Raison D'Etre и Deutsch Nepal в более позднее время развития индустриальной музыки и подавляющее большинство современных музыкантов.
Back To The USSR:
Oсновные проекты играли конкретную музыку в рамках академического авангарда во времена СССР. На современной сцене проекты используют конкретную музыку в своём творчестве, но в чистом виде играют это редко.
Перкуссионный индастриал является в первую очередь концертным стилем. Им пользуются многие музыканты индастриала, но в чистом виде это направление не так развито. Используются различные предметы для извлечения звуков, начиная от железных бочек, различных механических приспособлений и заканчивая созданных своими руками устройств. В своё время начали этим пользоваться гранды индастриала Throbbing Gristle и Einsturzende Neubauten. Сейчас настоящие музыканты-ценители индустриальной музыки выступают подобным образом, хотя, конечно, и банальные эксперименты на ноутбуке тоже присутствуют.
Back To The USSR:
Стиль martial industrial зародился в начале 90-х годов австрийским проектом Allerseelen, к которому позже присоединился другой проект из Франции под названием Le Joyaux De La Princesse. Выпустили дебютные релизы они в один год. В музыке используется военная тематика, маршевые ритмы, neofolk или dark folk элементы и dark ambient. Также в последнее десятилетие музыканты часто стали добавлять в музыку неоклассику. Словенцы Laibach на ранней стадии творчества исполняли martial industrial с элементами неоклассики. В середине 90-х на свет появились австрийский проект Der Blutharsch, шведы Puissance, Arditi и The Protagonist и французы Derniere Volonte, которые внесли свою лепту в развитие стиля и наравне с Allerseelen и Le Joyaux De La Princesse считаются зачинателями. Немного позже шведский изначально dark folk проект Ordo Rosarius Equilibrio также стал обильно использовать martial industrial в своём звучании. Ещё один шведский проект Toroidh был ярким представителем второй волны martial industrial.
Среди современных представителей сцены martial industrial следует выделить поляков Rukkanor и Cold Fusion, австрийцев Kreuzweg Ost и ещё много проектов. Самым известным лейблом по выпуску martial industrial и dark folk проектов является шведский Cold Meat Industry, на котором в своё время выходили все гранды этого направления. Сейчас многие из зачинателей стиля ушли в другой стили, но им на смену пришли другие молодые и не менее талантливые проекты. Из современных проектов основная масса находится в Европе и много там из восточной её части: словаки Phragments, поляки Across The Rubicon, Horologium и Krepulec, болгары Fasci Di Combattimento, венгры Durch Heer Und Kraft и Kriegsfall-U, чешский проект Skrol. В Италии и Франции сосредоточилось множество проектов, ставших уже известными и популярными на сцене маршевого индастриала: Zr 19.84, Omnicore, Stalingrad, Ait!, Der Feuerkreiner, Kannonau из Италии и Barbarossa Umtrunk, Striider, Stielhandgranate, March Of Heroes из Франции. Также и Германия не отстаёт в этой области тёмной сцены: Signa Inferre, Pantheon Legio Musica, Sturmovik, Verney 1826, Atomtrakt, Kulturkrieg, Nueva Germania.
Back To The USSR:
Стиль death industrial, который иногда называют death ambient, является относительно молодым направлением индустриальной музыки, но уже имеет немалую базу групп в своём активе. Для стиля характерно медленное мрачное звучание, изредка дополняемое лёгким ритмом, и тягучее местами перегруженное гудение. Одним из первооткрывателей стиля можно назвать шведский проект Brighter Death Now.
Death industrial увлекались другие известные шведские проекты Deutsch Nepal и Mz.412. Музыканты death industrial также используют элементы drone ambient и noise. Среди ярких представителей современной сцены можно назвать американский проект Death Squad и немцев Ex.Order. Лейблом, выпускающим основную массу проектов в данном направлении, является Cold Meat Industry. Стиль death industrial не является суперпопулярным, но имеет свою аудиторию. Стоит добавить, что стиль death industrial не имеет ничего общего со стилями death metal и death-rock.
Back To The USSR:
Стиль noise полностью соответствует своему названию. В основе нойза лежат случайные техногенные звуки искусственного происхождения, режущие слух человека. Часто нойз называют антимузыкой из-за отсутствия структуры и отсутствия гармонии звучания, свойственной большинству музыкальных направлений. Поэтому, если вы ищите мелодию, нойз не для вас. Нойзу свойственно грязное шершавое звучание. Нойз является по умолчанию музыкой не для всех, поэтому концерты подобных проектов собирают не более 100 человек за редким исключением. Довольно интересен тот факт, что нойз, который по сути не имеет ничего общего с музыкой, является частью музыкальной индустрии.
Первым нойз-музыкантом в мире считается Луиджи Руссоло (Luigi Russolo), однако в XVIII веке ещё не существовала столь ярко выраженная музыкальная классификация, поэтому официально нойз получил название и статус стиля только в 70-х годах XIX века. Пионером уже сложившегося как стиль нойзового звучания можно считать американский проект Non Бойда Райса (Boyd Rice), однако наибольшее распространение в 80-х годах нойз получил в Японии. Самым известным музыкантом в этом стиле на данный момент считается признанный японский мастер шума Масами Акита (Masami Akita), который в рамках своего проекта Merzbow уже имеет в активе более 150 альбомов. Его имя известно даже за пределами индустриальной сцены, а его выступления собирают рекордное для нойза количество слушателей.
Из-за большого количество проектов в Японии появилось такое понятие как japanoise - японский нойз. У японских проектов действительно есть определённый отличающийся от остальных саунд со своими характерными особенностями и своей оригинальной атмосферой. Японские проекты Aube, Masonna, The Gerogerigegege и Contagious Orgasm уже давно стали известными далеко за пределами их родной страны. Сейчас нойз раздробился на локальные сцены и за пределы своих стран или даже городов выходит довольно редко. Большинство нойзовых проектов выпускают свои альбомы для бесплатного скачивания в интернете. Отдельным необычным явлением на сцене нойза является британо-японский проект Noise/Girl, который на определённом этапе творчества решил использовать в нойзе элементы танцевальной музыки диско.
Отдельно стоит упомянуть серию альбомов Merzbow о японских птицах, на которых Масами Акита использовал живые ударные. В рамках стиля нойз есть несколько отдельных ветвей звучания: harsh noise характеризуется сильной агрессией и атакой на уши, в стиле radionoise активно используются радиошумы, а музыканты digital noise воплощают свои идеи в жизнь исключительно с помощью компьютера, не пользуясь аналоговыми приспособлениями. Некоторые проекты нойза используют элементы dark ambient. Такое сочетание иногда называют noise ambient, но стиль как таковой по сути не существует. В России в последнее время стали появляется многочисленные проекты, использующие нойз в стиле grindcore, однако к нойзу все эти эксперименты причислять не стоит.
Back To The USSR:
Направление harsh noise wall (HNW) является самым молодым на сцене нойза. Сам стиль начал приобретать чёткие рамки в начале 2000х годов, хотя подобные эксперименты можно было услышать на ранних работах в середине 80х японского экспериментального композитора Ичизо Тсуи (Ichizo Tsui) в рамах его проекта Dissection Table . Отличается этот стиль от обычного классического нойза монотонностью и однообразием. У этого стиля нет даже малейшего признака изменения звучания на протяжении всего релиза. Также композиции выделяются длительным временем звучания. У стиля HNW нет ни структуры, ни развития, ни какой-либо идеологической составляющей. Это просто стена сплошного шума. Название стилю придумал канадец Сэм МакКинли (Sam McKinlay) из проекта The Rita, в рамках которого он тоже экспериментировал в этим звучанием в самом конце 90х.
Очень большой вклад в развитие стиля сделал американец Ричард Рамирез (Richard Ramirez) как в рамках сольного творчества, так и в творчестве бесчисленного количества своих проектов. Первые подобные эксперименты в творчестве Рамиреза были замечены на единственном релизе его проекта в 1990 году. Ричард также создал собственные лейблы Deadline Recordings и Dead Audio Tapes для издания подобного материала. Aмериканец организовал первый в истории шумовой музыки HNW-фестиваль под названием Eyes Behind the Wall, прошедший в 2010 году. За этим фестивалем последовали ещё четыре, однако после 2015 года EBTW не проводился.
Одним из основных проектов, работающим в этом направлении на современной сцене, можно назвать французa Vomir. Проект появился только в 2005м, однако многими именно он считается зачинателем стиля, видимо, потому что до этого HNW являлся больше экспериментами в рамках harsh noise, чем самодостаточным целостным стилем. Остальные проекты уж совсем малоизвестны. И всё же среди них можно выделить чехов Opening Performance Orchestra и сербский проект Dead Body Collection. Практически все проекты этого стиля выкладывают свои релизы для свободного скачивания в интернет сами или в рамках интернет-лейбла. Harsh noise wall по сути является нойзом внутри нойза.
Back To The USSR:
Название стиля было придумано Уильямом Беннеттом (William Bennett), известным по работе в рамках британского проекта Whitehouse, который и можно считать зачинателем стиля. Для направления power electronics характерны пульсирующие шумовые эффекты с резкими визжащими переходами и декламацией искажённым голосом. Большое значение в музыке отводится идеологической составляющей: политические манифесты, протест устоям общества, терроризм, негативное влияние военных действий на современный уклад жизни и тому подобное. В США чуть позже эта политическая подоплёка сменилась сексуальными извращениями, психическими отклонениями и убийствами. Некоторые американские проекты называли свой стиль "crime electronics". К первой волне стиля можно причислить британские проекты Sutcliff Jugend, созданный одним из участников Whitehouse и Con-Dom.
Вторая волна уже включала в себя более разнообразные географические границы и более яркий вокальный оттенок творчества: немецкий проект Genocide Organ, британский The Grey Wolves, финский Grunt и американцы Slogun и Skin Crime. Шведский проект Stratvm Terror использoвал death industrial в своей музыке наряду с power electronics. В третьей волне рамки уже полностью открылись, и музыканты отошли от классического звучания power electronics, используя dark ambient, drone ambient, noise и другие стили индастриала чаще, чем это было раньше. В третьей волне мир узнал такие имена power electronics как шведов Survival Unit и Karjallan Sissit, француза Propergol и немцев Rasthof Dachau и Sektion B. Из современных молодых музыкантов можно отметить американца Koufar, который пользуется арабским языком в создании своей музыки. Основным лейблом, издающим power electronics можно назвать австрийский Steinklang Industries, хотя и другие лейблы, как шведский Cold Meat Industries, немецкий Hands Productions и израильский Tophet Propheth, тоже периодически поддерживают исполнителей в данном направлении.
Back To The USSR:
Направление dark ambient вышло из стиля ambient, который появился в начале 80-х годов усилиями британского музыканта Брайана Ино (Brian Eno). В середине 80-х британский проект Lustmord выпустил первый альбом, которой смело можно назвать первым dark ambient альбомом. Для этого стиля характерны монотонные звуки с мрачной атмосферой без какого-либо ритма. Dark ambient создаёт в голове множество фантазий, причём у каждого своиx. Направление имеет много названий: horror ambient, gothic ambient и industrial ambient, однако правильное и наиболее корректное название для него только dark ambient, а остальные лишь описывают определённые ощущения при прослушивании того или иного альбома. Также эксперименты с использованием dark ambient были и на ранней стадии творчества у шведов Mz.412 и Lille Roger.
Вместе с классиками dark ambient это звучание подхватила и более старая формация из Великобритании под названием The Hafler Trio и также бельгийский проект Vidna Obmana, однако позже оба эти проекта ушли от звучания классического dark ambient в более экспериментальную область индустриальной музыки с использованием многих других стилей. Британский проект Coil тоже часто использовал dark ambient в своём творчестве, однако полноценно представителем dark ambient никогда не был. Ко второй волне dark ambient, случившейся в начале 90-х годов можно причислить таких грандов стиля, как шведов Desiderii Marginis и Raison D'Etre, итальянцев Bad Sector и Oophoi. В конце 90-х появился немецкий проект Troum и шведы Coph Nia. Подавляющее большинство проектов в стиле dark ambient выпускает свои релизы в интернете для бесплатного скачивания сами или на форматных интернет-лейбах, однако шведский лейбл Cold Meat Industry периодически выпускает альбомы в этом стиле, но в основном из старой гвардии. Dark ambient на данный момент является самым многочисленным направлением индустриальной музыки в плане количества проектов. В частности в России имеется более сотни выкладывающих релизы в сеть проектов в этом направлении.
Back To The USSR:
Отделившийся от dark ambient стиль под названием drone ambient основывается на гудении различных музыкальных инструментов (гитар, синтезаторов и т.д.) или преобразования естественных звуков в гудение. Композиции отличаются длительностью и монотонностью. Зачинателем стиля считается немецкий проект Maeror Tri, участники которого позже продолжили музицирование под названием Troum, сочетая dark и drone ambient. Drone ambient стал популярен в среде металистов, многие из которых вдохновились работами drone-музыкантов и создали свои проекты на основе гитарного гудения с живыми ударными и вокалом, совмещая drone ambient и funeral doom-metal. Такое направление получило название drone-doom из-за своего гудящего и тягуче-замедленного саунда. Основным и самым популярным представителем этого направления можно считать канадский проект Nadja. Tакими же экспериментами занимается и американский проект Sunn 0))). На современной сцене drone ambient не является мегапопулярным стилем, но имеет свою аудиторию и немало проектов.
Back To The USSR:
Ритуальный эмбиент стал продуктом соединения dark ambient и ритуальной фолк-музыки в основном языческой направленности. Также среди музыкантов ритуального амбиента популярны буддистские и другие восточные мотивы. В своё время этими приёмами пользовались шведы Coil и Deutsch Nepal, однако чистым ritual ambient можно назвать немцев Herbst9 и ранние работы бельгийского проекта Ah Cama-Sotz. На современной сцене некоторые музыканты пользуются этим направлением в некоторых композициях, но в целом чистый стиль - редкое явление. Сейчас ritual ambient сменился более ритмичным и разнообразным tribal industrial. Классический ритуальный эмбиент появился не так давно и на южноамериканской сцене усилиями аргентинца и колумбийца.
Back To The USSR:
Black ambient - это по сути dark ambient от блэк-металистов. Грубо говоря, если из black metal убрать все составляющие, кроме клавишных партий, то получим black ambient. Один из первых альбомов в стиле black ambient был выпущен в 1993 году французским проектом Moevot. Его примеру последовало множество известных ныне black-metal групп, в числе которых норвежцы Burzum и Mortiis, шведы Abruptum, немцы Vinterriket, швейцарцы Darkspace и много других. Одним из первых проектов чистого black ambient можно считать проект известного шведа Хенрика Бьёркка (Henrik Bjorkk) под названием Nordvargr, хотя швед показал ещё в творчестве в рамках Mz.412, что будет играть black ambient. До сегодняшнего дня black ambient остаётся популярным стилем в рядах блэк-металистов, редко выходя за их рамки. Большинство black ambient альбомов издаются на андеграундных лейблах black-metal и предназначены для любителей в первую очередь black-metal, поэтому стиль в какой-то мере можно считать пограничным.
Back To The USSR:
Индустриальный darkwave является очень узконаправленным стилем музыки и сейчас уже практически перестал существовать, однако его существование под сомнением не стоит. Наиболее близко стиль находится к dark ambient, однако используется лёгкий малозаметный ритм и трудно уловимая мелодия в звучании. Ранние работы словенцев Laibach были выполнены в стиле industrial darkwave. Также в этом стиле работал австрийский проект Ice Ages, являющийся сайд-проектом одного из участников black-metal-группы Summoning.
Back To The USSR:
Стиль dark folk уходит истоками к индустриальной субкультуре конца 70-х с влиянием пост-панка и фольклора и периодически называется apocalyptic folk, что довольно близко к истине, или gothic folk, что совершенно далеко как от правды, так и от готической музыки. В дарк фолке преобладают акустические гитары с примесью индустриальных шумов и маршевых барабанных ритмов. Концептуальная составляющая дарк фолка часто, но далеко не всегда базируется на использовании символики Третьего Рейха как в музыке, так и в визуальном оформлении. Из-за этого многие музыканты стиля считаются про-фашистами, хотя далеко не все ими являются.
Основоположниками стиля можно считать британский проект Death In June, хотя с дарк фолком в разное время заигрывали и другие коллективы, в частности американцы Changes, шведы Ordo Rosarius Equilibrio (которые впоследствии стали играть дарк фолк с martial industrial) и некоторые столпы индустриальной музыки 70-х и 80-х. В определённый момент из Death In June вышел другой дарк фолк проект Sol Invictus. Несколько позже появился другой британский проект с такой же музыкальной и концептуальной составляющей – Current 93. На этом по сути первая волна дарк фолка завершилась. В серeдине 90-х годов индустриальную сцену захлестнула вторая волна, которая отличалась от первой меньшей провокативностью и не такими агрессивными настроениями и пропагандой. Основной темой была природа и иногда язычество. В основном вторая волна исходила из Германии. Основными представителями немецкой второй волны стали Orplid, Forseti, Darwood, Werkraum, Sonne Hagal и Hekate.
Исключением из этих природных романтических правил стали австрийцы Von Thronstahl и датчанин :Of The Wand And The Moon:, которые остались такими же радикальными, какими были музыканты раннего дарк фолка. Российское движение дарк фолка тоже внесло свой весомый вклад в развитие стиля. Проекты, появившиеся в середине 90-х, стали известны за пределами России: Neutral и Romowe Rikoito. Последние довольно часто заигрывали с неофолком, а в определённый момент вообще ушли в этот стиль, забросив дарк фолк. Также из второй волны можно выделить британцев Naevus, итальянцев Spiritual Front, израильский проект русских музыкантов Agnivolok (использовали часто звучание неофолка) и венгров Cawatana.
На современной сцене географические рамки проектов значительно расширились: дарк фолк продолжил развиваться в Германии (Seelenthron) и в России (Ritual Front и Blood & Sand), довольно много проектов появилось в Венгрии (одним из них является Scivias), стиль дошёл даже до Южной Америки (аргентинские проекты Kutna Hora и Anne и чилийцы Nagtegaal). В Италии же дарк фолк стал более мягким с подавляющим влиянием и элементами неофолка, поэтому об итальянской сцене рассказ получит продолжение в разделе "неофолк". Не только индустриальщики баловались дарк фолком, но и металисты. Ярким примером послужил альбом норвежцев Ulver в середине 90-х. В середине 90-х существовала организация World Serpent Distribution, которая содействовала и выпускала дарк фолк группы, но в середине 2000-х она прекратила свою существoание, а выпуском дарк фолка занялись различные лейблы: немецкие Eis und Licht и Tesco Distribution, австрийский Hau Ruck! и израильский The Eastern Front.
Back To The USSR:
Под экспериментальным индастриалом обычно подразумевается сочетание трех или более стилей индустриальной музыки со своей характерной особенностью. Говоря о выступлениях, то практически все индустриальные проекты практикуют эксперименты, но там речь скорей идёт о способе подачи материала, чем о музыкальном стиле. Если говорить о типичном экспериментальном индастриале, то под это определение подходит один из самых продуктивных проектов сцены британский Muslimgauze, автором которого являлся Брин Джонс (Bryn Jones). Автор соединил в своём творчестве ambient, экспериментальные электронные элементы, восточные мотивы и идеологию, поддерживающую радикальные террористические группировки, действующие против "израильской оккупации Палестины". На счету проекта более 150 альбомов, которые продолжают выходить даже после смерти музыканта. Также в этом стиле создавали свои произведения валлийцы Somatic Responses, немец Leiche Rustikal, голландец De Fabriek.
Отдельно от когорты индустриальных проектов, игравших индастриал всегда, стоит норвежская группа Ulver, которая начинала свой путь в black metal, потом выпустила один альбом dark folk, а после этого ушла в эксперименты с dark ambient, пост-рок и индастриалом. Экспериментальный индастриал был некоторое время распространён в России усилиями проектов Шумы России и Шесть Мёртвых Болгар. Оба этих проекта считаются одними из самых интересных и неординарных проектов на российской индустриальной сцене. Однако самыми сливками и легендами экспериментального индастриала можно смело считать британцев Nurse With Wound, которые одними из первых начали использовать неиндустриальные стили в музыке, разбавляя своё творчество элементами фолка, пост-рока и других направлений. Сейчас сцена экспериментального индастриала, как и большинство индустриальной музыки, является больше локальной сценой в своих странах, очень редко выходя за пределы мест проживания музыкантов.
Back To The USSR:
Индустриальные эксперименты имеют много общего с экспериментами в джазе, поэтому многие музыканты из того и из другого лагеря пользуются ими в своём творчестве. Известен факт того, что японский проект Merzbow выступал в Хабаровске в 1988 году на джазовом фестивале. Из джазовых проектов, использующих индустриальные стили, можно выделить британский проект АММ, который существовал в далёких 60-х годах ещё до официального появления индустриальной музыки. Из современных музыкантов можно назвать американский проект Combat Astronomy, который умело комбинирует джаз с шумовыми эффектами. Также Масами Акита (Masami Akita) в рамках Merzbow не раз использовал живые ударные в джазовом ритме, а его последние коллаборации с венгерским ударником Панди (Pandi) и шведским саксофонистом Густафссоном (Gustafsson) вывели данное направление на новый уровень. Израильский проект Paxit тоже экспериментировал с индустриальным джазом, выдавая очень эффектные и сумасшедшие выступления.
Back To The USSR:
Направление dungeon synth появилось и развивалось на стыке эмбиент-части индустриальной сцены и black metal. В ранних 90-х теперь уже известный проект Mortiis выпустил альбом, который можно считать предпосылками к созданию стиля. Тогда же было придумано и название. Проект по звучанию в основном состоит из структуры black ambient и средневековой ритуальной музыки, к которым были добавлены лёгкие экспериментальные синтетические элементы из 70-х. Вокал в основном отсутствует, а общая тематика композиции устремлена в область язычества и Средневековья. В середине 90х dungeon synth начали играть малоизвестные блэк-метал музыканты в своих сторонних проектах, начав развивать то звучание, которое мы знаем сегодня. Поляки Lord Wind, американцы Cernunnos Woods, российский проект Skythrone и немцы Depressive Silence, выпустившие свои первые релизы в 1995/1996 годах, по праву считаются одними из проектов первой волны dungeon synth. Однако сновной толчок направление получило в второй половине 90-х после выпуска альбома "Daudi Baldrs" в 1997 году норвежским проектом Burzum. На тот момент Варг Викернес (Varg Vikernes) уже был известен на black metal сцене, поэтому многие музыканты обратили внимание на этот альбом и решили попробовать себя в том же направлении.
Сразу за норвежцем на свет появились поляки Wojnar, греческий проект Corvus Neblus а также в своей музыке сольных проектов подобное звучание стали использовать норвежец Wongraven и украинский black metal проект Mistigo Varggoth Darkestra. После бума первой волны популярность и развитие стиля сошли на нет. B конце 00-х стиль получил новый толчок в развитии в связи с новыми технологическими возможностями и интернетом. Сейчас стал практически на 100% интернетовым стилем. Музыканты выпускают свои альбомы исключительно в цифровом виде своими силами или на интернет-лейблах. Современное звучание трансформировалось в более насыщенное с ярковыраженным использованием средневековыx мотивов и ритуального эмбиента, а проекты середины 90х стали называть олдскулом.
Наиболее популярным стиль является в Норвегии (хотя до популярности блэк-метала ему далеко) и в России. В России существует интернет-лейбл Dungeon Lore Foundation, который является довольно популярным в своих кругах, и выпускает не только российские и другие пост-советские проекты, но и из других стран Европы и других континентов. Стиль исторически является пограничным стилем с метал-сценой, однако музыканты, создающие музыку в этом стиле, часто сотрудничают с dark ambient проектами. Из современных проектов, играющих в данном стиле, можно упомянуть американцев Lord Lovidicus, Abandonned Places и Valscharuhn, финский проект Gvasdnahr, новозеландский проект Taur Nu Fuin и множество других.
Back To The USSR:
Автор: Count_Death
Другие статьи:
Пост-индустриальная агрессия (EBM, Dark Electro, Electro-Industrial, Rhythmic Noise, Electro-Metal)
Готическая романтика (Post-Punk, Gothic Rock, Gothic Electro, Darkwave, Ethereal, Gothic Metal)
Синтетическая меланхолия (Synthpop, Futurepop, Electropop, Electroclash)
Фолк-достояние (Neofolk, Medieval, Folk-Metal)
Industrial
Сам стиль industrial играли различные группы ещё до того, как он получил своё название. А название появилось в середине 70-х годов усилиями музыкантов из британской группы Throbbing Gristle, которые создали лейбл Industrial Records, ставший знаковым для развития стиля. В тоже время начали свои музыкальные эксперименты другие британцы - Cabaret Voltaire. Индустриальная музыка основывалась на использовании нестандартных, идущих вразрез со сложившимися рамками музыкальной индустрии звуков, причём в основном хаотичных, без определённой системы. Музыканты уделяли большее внимание выступлениям, нежели студийным записям, потому что именно на выступлениях можно было увидеть и услышать, что же такое настоящий индастриал. Большинство проектов на выступлениях импровизировали, создавали и собирали различные механизмы для производства звука.
Если кто-то считает, что индастриал является электронной музыкой, то он глубоко ошибается. Электронные инструменты использовались, конечно же, при создании, но не являлись основной составляющей. Конкретно сказать и описать классический индастриал довольно сложно. После официального зарождения индустриальной музыки по всему мир стали появляться всё новые и новые проекты в этом стиле. В Австралии в конце 70-х появился проект SPK, в США в тоже время - Z'EV и Бойд Райс (Boyd Rice) (оба позже начали экспериментировать со звучанием и за рамками классического индастриала), в Германии в начале 80-х - Einsturzende Neubauten. Также в Британии в конце 70-х появилась экспериментальная группа Nurse With Wound, которая начинала свой творческий путь с классического индастриала, однако со временем добавила в свою музыку множество других элементов.
В 1981 году состоялся последний концерт Throbbing Gristle, после чего участниками было объявлено о том, что "стиль индастриал больше не существует и наступила эпоха пост-индастриала". Из-за этого многие любители классического индастриала стали считать всё, что было после 1981 года пост-индустриальной музыкой. При всём уважении к музыкантам из Throbbing Gristle, они не могут решать за всех. Стиль индастриал живёт и процветает, хотя и не так глобально, как в конце 70-х - начале 80-х, а больше на локальных сценах. Однако индустриальные коллективы продолжают появляться, хотя и не ориентируются на классическое звучание, а вносят всегда что-то новое, современное и своё.
Но индастриал был таким всегда, ища эксперименты и новые возможности, поэтому ничего удивительного в том, что современные индустриальные группы звучат не точь-в-точь, как Throbbing Gristle, не вижу. Но сказать, что индастриал в классическом звучании сейчас можно встретить крайне редко, стоит. После распада зачинателей индустриальной музыки участники проекта стали работать в рамках других стилей, однако один из проектов стал близким по духу и концепции индустриальной музыке - Psychic TV. Как я уже писал ранее, основным лейблом для музыкантов индастриала был Industrial Records. В наше время индустриальную музыку выпускают различные лейблы, хотя какого-то ведущего, выпускающего индастриал в чистом виде, нет.
Back To The USSR:
- Россия: Шесть Мёртвых Болгар, Шумы России, Алексей Борисов, [Dissound], Kryptogen Rundfunk, Cyclotimia, Cisfinitum, Индустриальный Пейзаж, Чёрный Рассвет, Волга, Де[kkk]одер, Inquisitorium, Оцепеневшие, Собаки Табака
- Украина: Поп-Механика, Менделеев Ошибался, Четвёртый Реактор, Mandragora's Chain
- Латвия: Strops, Swamp Koks, Knauzers, 2ot, Traur Zot, Monkmort, Darba Dienests
- Литва: Girnu Giesmes, Picisimo
Musique Concrete
Конкретная музыка на самом деле образовалась за три десятилетия до зарождения индастриала, однако именно она стала одним из ключевых двигателей к тяге музыкантов к экспериментам со звуками. Musique conrete это случайно полученные естественные звуки: шум ветра, случайный разговор, стук капель дождя и т.д. Всё, что нас окружает изо дня в день является конкретной музыкой. Сложно это представить в качестве музыкального стиля, но она таковым является. По сути можно определённо сказать, что musique conrete существовала ещё тогда, когда отсутствовала музыкальная индустрия вообще. Конкретная музыка являлась частью академического авангарда и активно использовалась композиторами конца 50-х - начала 60-х годов. Пионером этого стиля, как и вообще индустриальной эстетики можно считать Луиджи Руссоло (Luigi Russolo). Его творчество в начале 20 века стало своеобразным прорывом в музыкальном авангарде и новым витком развития экспериментальной музыки.
В это же время, вдохновившись творчеством Руссоло в мире экспериментальной музыки, которая тогда ещё официально не называлась экспериментальной, появился ещё один итальянский композитор Филиппо Томмасо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti), сочетавший конкретную музыку с академическим авангардом и классикой того времени. Сам же термин "экспериментальная музыка" был придуман ещё одним композитором из США Джоном Кэйджем (John Cage), карьера которого пришлась на середину XX века. Кэйдж стал прародителем и отцом электроакустической музыки и считается основной персоной в послевоенном авангарде. После формирования стиля индастриал это направление стало полноценной его частью, ею пользуются практически все музыканты, экспериментирующие со звуком, поэтому выделять конкретные проекты было бы излишне. Её пользовались в своё время британцы Zoviet France, японцы Merzbow и Cccc, американец Бойд Райс (Boyd Rice), британский проект бывшего участника Throbbing Gristle Coil, шведы Raison D'Etre и Deutsch Nepal в более позднее время развития индустриальной музыки и подавляющее большинство современных музыкантов.
Back To The USSR:
Oсновные проекты играли конкретную музыку в рамках академического авангарда во времена СССР. На современной сцене проекты используют конкретную музыку в своём творчестве, но в чистом виде играют это редко.
- Россия: Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев, Альфред Шнитке, Станислав Крейчи, Stories Of Dead Whores, HeadCutters, Говорит Радио Космос, Cryptomnesia
- Литва: Sala
- Украина: Detune Distortion Dispondeney
Percussion Industrial
Перкуссионный индастриал является в первую очередь концертным стилем. Им пользуются многие музыканты индастриала, но в чистом виде это направление не так развито. Используются различные предметы для извлечения звуков, начиная от железных бочек, различных механических приспособлений и заканчивая созданных своими руками устройств. В своё время начали этим пользоваться гранды индастриала Throbbing Gristle и Einsturzende Neubauten. Сейчас настоящие музыканты-ценители индустриальной музыки выступают подобным образом, хотя, конечно, и банальные эксперименты на ноутбуке тоже присутствуют.
Back To The USSR:
- Россия: Скрытое Радиовещание, Die Striche, Коммунизм, [Биомусор], Детский Шумовой Оркестр, Vtol, Cryptomnesia, Benzine Squad, Алексей Борисов, Ольга Носова
- Украина: Андрей Кириченко, .at/on, Hateyouall
- Литва: Robertas Kundrotas
Martial Industrial
Стиль martial industrial зародился в начале 90-х годов австрийским проектом Allerseelen, к которому позже присоединился другой проект из Франции под названием Le Joyaux De La Princesse. Выпустили дебютные релизы они в один год. В музыке используется военная тематика, маршевые ритмы, neofolk или dark folk элементы и dark ambient. Также в последнее десятилетие музыканты часто стали добавлять в музыку неоклассику. Словенцы Laibach на ранней стадии творчества исполняли martial industrial с элементами неоклассики. В середине 90-х на свет появились австрийский проект Der Blutharsch, шведы Puissance, Arditi и The Protagonist и французы Derniere Volonte, которые внесли свою лепту в развитие стиля и наравне с Allerseelen и Le Joyaux De La Princesse считаются зачинателями. Немного позже шведский изначально dark folk проект Ordo Rosarius Equilibrio также стал обильно использовать martial industrial в своём звучании. Ещё один шведский проект Toroidh был ярким представителем второй волны martial industrial.
Среди современных представителей сцены martial industrial следует выделить поляков Rukkanor и Cold Fusion, австрийцев Kreuzweg Ost и ещё много проектов. Самым известным лейблом по выпуску martial industrial и dark folk проектов является шведский Cold Meat Industry, на котором в своё время выходили все гранды этого направления. Сейчас многие из зачинателей стиля ушли в другой стили, но им на смену пришли другие молодые и не менее талантливые проекты. Из современных проектов основная масса находится в Европе и много там из восточной её части: словаки Phragments, поляки Across The Rubicon, Horologium и Krepulec, болгары Fasci Di Combattimento, венгры Durch Heer Und Kraft и Kriegsfall-U, чешский проект Skrol. В Италии и Франции сосредоточилось множество проектов, ставших уже известными и популярными на сцене маршевого индастриала: Zr 19.84, Omnicore, Stalingrad, Ait!, Der Feuerkreiner, Kannonau из Италии и Barbarossa Umtrunk, Striider, Stielhandgranate, March Of Heroes из Франции. Также и Германия не отстаёт в этой области тёмной сцены: Signa Inferre, Pantheon Legio Musica, Sturmovik, Verney 1826, Atomtrakt, Kulturkrieg, Nueva Germania.
Back To The USSR:
- Россия: Kraftfront, Стальной Пакт, Linija Mass, Angry Young Foundation, Nec Plus Ultra, Luciferratio, Der Jager, Morgentaina, Levoi Pravoi, Ryr, Galaxy Aflame, Ультраполярное Вторжение, Grodno, Dunkel Aesthetics, CroWellC, Sunhuman, Bunker, Gorngoltz
- Украина: Багряний Шлях, Oda Relicta, TruArt, Stalag 328, Abiturientum, Unbekannter Soldat
- Латвия: Kriegsturm
- Беларусь: Buben, Svalbard, Violence 2173
- Узбекистан: Nevod
Death Industrial
Стиль death industrial, который иногда называют death ambient, является относительно молодым направлением индустриальной музыки, но уже имеет немалую базу групп в своём активе. Для стиля характерно медленное мрачное звучание, изредка дополняемое лёгким ритмом, и тягучее местами перегруженное гудение. Одним из первооткрывателей стиля можно назвать шведский проект Brighter Death Now.
Death industrial увлекались другие известные шведские проекты Deutsch Nepal и Mz.412. Музыканты death industrial также используют элементы drone ambient и noise. Среди ярких представителей современной сцены можно назвать американский проект Death Squad и немцев Ex.Order. Лейблом, выпускающим основную массу проектов в данном направлении, является Cold Meat Industry. Стиль death industrial не является суперпопулярным, но имеет свою аудиторию. Стоит добавить, что стиль death industrial не имеет ничего общего со стилями death metal и death-rock.
Back To The USSR:
- Россия: Aelia Capitolina, Karjallan Tazavalla, Hiers Xxvi, A.T.M.O.M.
Noise
Стиль noise полностью соответствует своему названию. В основе нойза лежат случайные техногенные звуки искусственного происхождения, режущие слух человека. Часто нойз называют антимузыкой из-за отсутствия структуры и отсутствия гармонии звучания, свойственной большинству музыкальных направлений. Поэтому, если вы ищите мелодию, нойз не для вас. Нойзу свойственно грязное шершавое звучание. Нойз является по умолчанию музыкой не для всех, поэтому концерты подобных проектов собирают не более 100 человек за редким исключением. Довольно интересен тот факт, что нойз, который по сути не имеет ничего общего с музыкой, является частью музыкальной индустрии.
Первым нойз-музыкантом в мире считается Луиджи Руссоло (Luigi Russolo), однако в XVIII веке ещё не существовала столь ярко выраженная музыкальная классификация, поэтому официально нойз получил название и статус стиля только в 70-х годах XIX века. Пионером уже сложившегося как стиль нойзового звучания можно считать американский проект Non Бойда Райса (Boyd Rice), однако наибольшее распространение в 80-х годах нойз получил в Японии. Самым известным музыкантом в этом стиле на данный момент считается признанный японский мастер шума Масами Акита (Masami Akita), который в рамках своего проекта Merzbow уже имеет в активе более 150 альбомов. Его имя известно даже за пределами индустриальной сцены, а его выступления собирают рекордное для нойза количество слушателей.
Из-за большого количество проектов в Японии появилось такое понятие как japanoise - японский нойз. У японских проектов действительно есть определённый отличающийся от остальных саунд со своими характерными особенностями и своей оригинальной атмосферой. Японские проекты Aube, Masonna, The Gerogerigegege и Contagious Orgasm уже давно стали известными далеко за пределами их родной страны. Сейчас нойз раздробился на локальные сцены и за пределы своих стран или даже городов выходит довольно редко. Большинство нойзовых проектов выпускают свои альбомы для бесплатного скачивания в интернете. Отдельным необычным явлением на сцене нойза является британо-японский проект Noise/Girl, который на определённом этапе творчества решил использовать в нойзе элементы танцевальной музыки диско.
Отдельно стоит упомянуть серию альбомов Merzbow о японских птицах, на которых Масами Акита использовал живые ударные. В рамках стиля нойз есть несколько отдельных ветвей звучания: harsh noise характеризуется сильной агрессией и атакой на уши, в стиле radionoise активно используются радиошумы, а музыканты digital noise воплощают свои идеи в жизнь исключительно с помощью компьютера, не пользуясь аналоговыми приспособлениями. Некоторые проекты нойза используют элементы dark ambient. Такое сочетание иногда называют noise ambient, но стиль как таковой по сути не существует. В России в последнее время стали появляется многочисленные проекты, использующие нойз в стиле grindcore, однако к нойзу все эти эксперименты причислять не стоит.
Back To The USSR:
- Россия: ЯО 91401 Д, Anal Immanuel Kant, Ganzer, Sirotek, Wialenove, Velehentor, Egosturmovik, MyDuck666, Vyebidevochkuvzhopu, Extreme Morse, Я. О. М. А., Норма Реакции, Gewalt Radio, Merke Uro, Звуковая Сперма
- Украина: Surma, Anterna, Cachexy, 2525
- Латвия: Antireality, Error, Ballet Rachitis, Radio Kaput, Suooort
- Литва: Krakenti, Bruzgynai, Kreazot-Maks, Deproverst
- Беларусь: Alcorgasm, Kritchev & Ban, Zvuuk, B.O.M. 3
- Молдова: Nuclear X, Stray D.G.
Harsh Noise Wall
Направление harsh noise wall (HNW) является самым молодым на сцене нойза. Сам стиль начал приобретать чёткие рамки в начале 2000х годов, хотя подобные эксперименты можно было услышать на ранних работах в середине 80х японского экспериментального композитора Ичизо Тсуи (Ichizo Tsui) в рамах его проекта Dissection Table . Отличается этот стиль от обычного классического нойза монотонностью и однообразием. У этого стиля нет даже малейшего признака изменения звучания на протяжении всего релиза. Также композиции выделяются длительным временем звучания. У стиля HNW нет ни структуры, ни развития, ни какой-либо идеологической составляющей. Это просто стена сплошного шума. Название стилю придумал канадец Сэм МакКинли (Sam McKinlay) из проекта The Rita, в рамках которого он тоже экспериментировал в этим звучанием в самом конце 90х.
Очень большой вклад в развитие стиля сделал американец Ричард Рамирез (Richard Ramirez) как в рамках сольного творчества, так и в творчестве бесчисленного количества своих проектов. Первые подобные эксперименты в творчестве Рамиреза были замечены на единственном релизе его проекта в 1990 году. Ричард также создал собственные лейблы Deadline Recordings и Dead Audio Tapes для издания подобного материала. Aмериканец организовал первый в истории шумовой музыки HNW-фестиваль под названием Eyes Behind the Wall, прошедший в 2010 году. За этим фестивалем последовали ещё четыре, однако после 2015 года EBTW не проводился.
Одним из основных проектов, работающим в этом направлении на современной сцене, можно назвать французa Vomir. Проект появился только в 2005м, однако многими именно он считается зачинателем стиля, видимо, потому что до этого HNW являлся больше экспериментами в рамках harsh noise, чем самодостаточным целостным стилем. Остальные проекты уж совсем малоизвестны. И всё же среди них можно выделить чехов Opening Performance Orchestra и сербский проект Dead Body Collection. Практически все проекты этого стиля выкладывают свои релизы для свободного скачивания в интернет сами или в рамках интернет-лейбла. Harsh noise wall по сути является нойзом внутри нойза.
Back To The USSR:
- Россия: Sleep Column, Приход Св. Михаила, NJXB, Gonorrheak Pussydick, DHNW, Demiurge Urizen, Comforter, Tortured Screams In The Wall, Urinate, Fractured Persona, Rusting Nihilism, Static Park, Himmelgrau, Belphegore, Cannibal Meat Holocaust, Sogra, Становление Масс, Oasis Of The Zombies, Какас Мохито Слоновский, Wall Destruction
- Украина: Inanition
- Молдова: Razxca
- Беларусь: Scatesque, xCrymore, Disgorged, Faeces
Power Electronics
Название стиля было придумано Уильямом Беннеттом (William Bennett), известным по работе в рамках британского проекта Whitehouse, который и можно считать зачинателем стиля. Для направления power electronics характерны пульсирующие шумовые эффекты с резкими визжащими переходами и декламацией искажённым голосом. Большое значение в музыке отводится идеологической составляющей: политические манифесты, протест устоям общества, терроризм, негативное влияние военных действий на современный уклад жизни и тому подобное. В США чуть позже эта политическая подоплёка сменилась сексуальными извращениями, психическими отклонениями и убийствами. Некоторые американские проекты называли свой стиль "crime electronics". К первой волне стиля можно причислить британские проекты Sutcliff Jugend, созданный одним из участников Whitehouse и Con-Dom.
Вторая волна уже включала в себя более разнообразные географические границы и более яркий вокальный оттенок творчества: немецкий проект Genocide Organ, британский The Grey Wolves, финский Grunt и американцы Slogun и Skin Crime. Шведский проект Stratvm Terror использoвал death industrial в своей музыке наряду с power electronics. В третьей волне рамки уже полностью открылись, и музыканты отошли от классического звучания power electronics, используя dark ambient, drone ambient, noise и другие стили индастриала чаще, чем это было раньше. В третьей волне мир узнал такие имена power electronics как шведов Survival Unit и Karjallan Sissit, француза Propergol и немцев Rasthof Dachau и Sektion B. Из современных молодых музыкантов можно отметить американца Koufar, который пользуется арабским языком в создании своей музыки. Основным лейблом, издающим power electronics можно назвать австрийский Steinklang Industries, хотя и другие лейблы, как шведский Cold Meat Industries, немецкий Hands Productions и израильский Tophet Propheth, тоже периодически поддерживают исполнителей в данном направлении.
Back To The USSR:
- Россия: Howl Violent, Necrasota, Вой, Индустриальный Пейзаж, Ortokon, ITCC, Zaklanie (+ritual ambient +members from USA)
- Латвия: Brigado Genocid
- Литва: Pogrom
- Беларусь: Suz Dachau
Dark Ambient
Направление dark ambient вышло из стиля ambient, который появился в начале 80-х годов усилиями британского музыканта Брайана Ино (Brian Eno). В середине 80-х британский проект Lustmord выпустил первый альбом, которой смело можно назвать первым dark ambient альбомом. Для этого стиля характерны монотонные звуки с мрачной атмосферой без какого-либо ритма. Dark ambient создаёт в голове множество фантазий, причём у каждого своиx. Направление имеет много названий: horror ambient, gothic ambient и industrial ambient, однако правильное и наиболее корректное название для него только dark ambient, а остальные лишь описывают определённые ощущения при прослушивании того или иного альбома. Также эксперименты с использованием dark ambient были и на ранней стадии творчества у шведов Mz.412 и Lille Roger.
Вместе с классиками dark ambient это звучание подхватила и более старая формация из Великобритании под названием The Hafler Trio и также бельгийский проект Vidna Obmana, однако позже оба эти проекта ушли от звучания классического dark ambient в более экспериментальную область индустриальной музыки с использованием многих других стилей. Британский проект Coil тоже часто использовал dark ambient в своём творчестве, однако полноценно представителем dark ambient никогда не был. Ко второй волне dark ambient, случившейся в начале 90-х годов можно причислить таких грандов стиля, как шведов Desiderii Marginis и Raison D'Etre, итальянцев Bad Sector и Oophoi. В конце 90-х появился немецкий проект Troum и шведы Coph Nia. Подавляющее большинство проектов в стиле dark ambient выпускает свои релизы в интернете для бесплатного скачивания сами или на форматных интернет-лейбах, однако шведский лейбл Cold Meat Industry периодически выпускает альбомы в этом стиле, но в основном из старой гвардии. Dark ambient на данный момент является самым многочисленным направлением индустриальной музыки в плане количества проектов. В частности в России имеется более сотни выкладывающих релизы в сеть проектов в этом направлении.
Back To The USSR:
- Россия: Старуха Мха, Стук Бамбука в XI Часов, Reutoff, Bardosineticcube, [V]arga, Decembered, Врана Сльози, Ariu Kara, Ptarkh, Flesh And Space, Cisfinitum, We're Going To The Stars, Zeitwind, Lord Krepka, Coldfells, Krrau (+neoclassics), The Lost Heaven (+neoclassics), DMGM, Maruun
- Украина: Obscuratus, The Litz, My Day Is Gone, Aar, Багряний Шлях (+martial industrial), Сезон Волков, Krabath, Arctica, Ursae Rigor, Tau (+neoclassics), Voices Of Marble Souls
- Латвия: Macabro, Claustrum, Clausthome, T.U.M.S.A., Rudens Lapas, Spararats
- Литва: Audio Z, MonoCulture, Ensemble SP, Skeldos, Dubfire, D.N.S., Velemara, Oorchach
- Беларусь: Tchernostrup, Krasnomraz, Qvestion Sedo, Vesicatoria, Deconstruct Machine, My Dark Lake (+neoclassics)
- Молдова: Stray D.G., Strange Summer Sky (+neoclassics)
- Азербайджан: Black Color
Drone Ambient
Отделившийся от dark ambient стиль под названием drone ambient основывается на гудении различных музыкальных инструментов (гитар, синтезаторов и т.д.) или преобразования естественных звуков в гудение. Композиции отличаются длительностью и монотонностью. Зачинателем стиля считается немецкий проект Maeror Tri, участники которого позже продолжили музицирование под названием Troum, сочетая dark и drone ambient. Drone ambient стал популярен в среде металистов, многие из которых вдохновились работами drone-музыкантов и создали свои проекты на основе гитарного гудения с живыми ударными и вокалом, совмещая drone ambient и funeral doom-metal. Такое направление получило название drone-doom из-за своего гудящего и тягуче-замедленного саунда. Основным и самым популярным представителем этого направления можно считать канадский проект Nadja. Tакими же экспериментами занимается и американский проект Sunn 0))). На современной сцене drone ambient не является мегапопулярным стилем, но имеет свою аудиторию и немало проектов.
Back To The USSR:
- Россия: Produktivkrafte, Cephalotribe, Larmes de Couteau, Chilyic, Solar Ocean, Moonsugar, Kshatriy, My Failure, Inner Struggle, Essense Structura, Closing The Eternity, Saty, Deafness, 73!, Antoine Roquentin's Diary, Peterloo, 2//2
- Украина: 0 12 22, Blood Whispers, L'ecistentiaslisme Noir
- Беларусь: Children Of Ishizuki Tree, Chornosnig, MS(RD)
Ritual Ambient
Ритуальный эмбиент стал продуктом соединения dark ambient и ритуальной фолк-музыки в основном языческой направленности. Также среди музыкантов ритуального амбиента популярны буддистские и другие восточные мотивы. В своё время этими приёмами пользовались шведы Coil и Deutsch Nepal, однако чистым ritual ambient можно назвать немцев Herbst9 и ранние работы бельгийского проекта Ah Cama-Sotz. На современной сцене некоторые музыканты пользуются этим направлением в некоторых композициях, но в целом чистый стиль - редкое явление. Сейчас ritual ambient сменился более ритмичным и разнообразным tribal industrial. Классический ритуальный эмбиент появился не так давно и на южноамериканской сцене усилиями аргентинца и колумбийца.
Back To The USSR:
- Россия: Выргонтлор, Лихолесье, Vishudha Kali, Temnojar, Осень Забвения, Kaztalien, Azkr, Halgrath, Vaeringjar, К Свету Тьмы, Тризна и Времени Знак
- Украина: Munruthel, Вежа Хмар, Стихиалии, Маленькi Звiрята Суфiни, In Meditarium, Mo-Komo, Faerie Vivarum
- Литва: Spanxti, Svaixt, Donis, Wejdas, Vilkduja
- Беларусь: Pragnavit, Угасание, Dromos, Далiна
- Латвия: Lhetargija
- Молдова: Chaostetic
Black Ambient
Black ambient - это по сути dark ambient от блэк-металистов. Грубо говоря, если из black metal убрать все составляющие, кроме клавишных партий, то получим black ambient. Один из первых альбомов в стиле black ambient был выпущен в 1993 году французским проектом Moevot. Его примеру последовало множество известных ныне black-metal групп, в числе которых норвежцы Burzum и Mortiis, шведы Abruptum, немцы Vinterriket, швейцарцы Darkspace и много других. Одним из первых проектов чистого black ambient можно считать проект известного шведа Хенрика Бьёркка (Henrik Bjorkk) под названием Nordvargr, хотя швед показал ещё в творчестве в рамках Mz.412, что будет играть black ambient. До сегодняшнего дня black ambient остаётся популярным стилем в рядах блэк-металистов, редко выходя за их рамки. Большинство black ambient альбомов издаются на андеграундных лейблах black-metal и предназначены для любителей в первую очередь black-metal, поэтому стиль в какой-то мере можно считать пограничным.
Back To The USSR:
- Россия: Ultimaratio, Uran 0, Nebula Vii, Aurora Mortis, Белум, Карна, Vinterdvale, Pentadrvg, Воронмрак, Humandeath
- Украина: Somnarchy, Adrageon, Winter Depression, Huun're luunh'raal, Осатанiлий Гнiв
- Киргистан: Atrium Luciferi
- Армения: Sadael
Industrial Darkwave
Индустриальный darkwave является очень узконаправленным стилем музыки и сейчас уже практически перестал существовать, однако его существование под сомнением не стоит. Наиболее близко стиль находится к dark ambient, однако используется лёгкий малозаметный ритм и трудно уловимая мелодия в звучании. Ранние работы словенцев Laibach были выполнены в стиле industrial darkwave. Также в этом стиле работал австрийский проект Ice Ages, являющийся сайд-проектом одного из участников black-metal-группы Summoning.
Back To The USSR:
- Россия: Andromeda, Anthesteria, Currents of Death, I.M.M.U.R.E., Ночной Проспект (часть материала), Театр Яда (часть материала), Самцы Дронта, Theodor Bastard (часть раннего материала), Samka, Виргилия (+dark ambient)
- Беларусь: Gnetet
Dark Folk
Стиль dark folk уходит истоками к индустриальной субкультуре конца 70-х с влиянием пост-панка и фольклора и периодически называется apocalyptic folk, что довольно близко к истине, или gothic folk, что совершенно далеко как от правды, так и от готической музыки. В дарк фолке преобладают акустические гитары с примесью индустриальных шумов и маршевых барабанных ритмов. Концептуальная составляющая дарк фолка часто, но далеко не всегда базируется на использовании символики Третьего Рейха как в музыке, так и в визуальном оформлении. Из-за этого многие музыканты стиля считаются про-фашистами, хотя далеко не все ими являются.
Основоположниками стиля можно считать британский проект Death In June, хотя с дарк фолком в разное время заигрывали и другие коллективы, в частности американцы Changes, шведы Ordo Rosarius Equilibrio (которые впоследствии стали играть дарк фолк с martial industrial) и некоторые столпы индустриальной музыки 70-х и 80-х. В определённый момент из Death In June вышел другой дарк фолк проект Sol Invictus. Несколько позже появился другой британский проект с такой же музыкальной и концептуальной составляющей – Current 93. На этом по сути первая волна дарк фолка завершилась. В серeдине 90-х годов индустриальную сцену захлестнула вторая волна, которая отличалась от первой меньшей провокативностью и не такими агрессивными настроениями и пропагандой. Основной темой была природа и иногда язычество. В основном вторая волна исходила из Германии. Основными представителями немецкой второй волны стали Orplid, Forseti, Darwood, Werkraum, Sonne Hagal и Hekate.
Исключением из этих природных романтических правил стали австрийцы Von Thronstahl и датчанин :Of The Wand And The Moon:, которые остались такими же радикальными, какими были музыканты раннего дарк фолка. Российское движение дарк фолка тоже внесло свой весомый вклад в развитие стиля. Проекты, появившиеся в середине 90-х, стали известны за пределами России: Neutral и Romowe Rikoito. Последние довольно часто заигрывали с неофолком, а в определённый момент вообще ушли в этот стиль, забросив дарк фолк. Также из второй волны можно выделить британцев Naevus, итальянцев Spiritual Front, израильский проект русских музыкантов Agnivolok (использовали часто звучание неофолка) и венгров Cawatana.
На современной сцене географические рамки проектов значительно расширились: дарк фолк продолжил развиваться в Германии (Seelenthron) и в России (Ritual Front и Blood & Sand), довольно много проектов появилось в Венгрии (одним из них является Scivias), стиль дошёл даже до Южной Америки (аргентинские проекты Kutna Hora и Anne и чилийцы Nagtegaal). В Италии же дарк фолк стал более мягким с подавляющим влиянием и элементами неофолка, поэтому об итальянской сцене рассказ получит продолжение в разделе "неофолк". Не только индустриальщики баловались дарк фолком, но и металисты. Ярким примером послужил альбом норвежцев Ulver в середине 90-х. В середине 90-х существовала организация World Serpent Distribution, которая содействовала и выпускала дарк фолк группы, но в середине 2000-х она прекратила свою существoание, а выпуском дарк фолка занялись различные лейблы: немецкие Eis und Licht и Tesco Distribution, австрийский Hau Ruck! и израильский The Eastern Front.
Back To The USSR:
- Россия: Neutral, Embrace Of Branches, Ritual Front, Majdanek Waltz, Blood & Sand, Wolfsblood, Waldsonne, Gmork, Крыница, СИстема БЕзопасности
- Украина: Некраiна
- Литва: Zvaigzdumenija
- Латвия: Vilki
- Беларусь: A.Y.F., Крывакрыж
Experimental Industrial
Под экспериментальным индастриалом обычно подразумевается сочетание трех или более стилей индустриальной музыки со своей характерной особенностью. Говоря о выступлениях, то практически все индустриальные проекты практикуют эксперименты, но там речь скорей идёт о способе подачи материала, чем о музыкальном стиле. Если говорить о типичном экспериментальном индастриале, то под это определение подходит один из самых продуктивных проектов сцены британский Muslimgauze, автором которого являлся Брин Джонс (Bryn Jones). Автор соединил в своём творчестве ambient, экспериментальные электронные элементы, восточные мотивы и идеологию, поддерживающую радикальные террористические группировки, действующие против "израильской оккупации Палестины". На счету проекта более 150 альбомов, которые продолжают выходить даже после смерти музыканта. Также в этом стиле создавали свои произведения валлийцы Somatic Responses, немец Leiche Rustikal, голландец De Fabriek.
Отдельно от когорты индустриальных проектов, игравших индастриал всегда, стоит норвежская группа Ulver, которая начинала свой путь в black metal, потом выпустила один альбом dark folk, а после этого ушла в эксперименты с dark ambient, пост-рок и индастриалом. Экспериментальный индастриал был некоторое время распространён в России усилиями проектов Шумы России и Шесть Мёртвых Болгар. Оба этих проекта считаются одними из самых интересных и неординарных проектов на российской индустриальной сцене. Однако самыми сливками и легендами экспериментального индастриала можно смело считать британцев Nurse With Wound, которые одними из первых начали использовать неиндустриальные стили в музыке, разбавляя своё творчество элементами фолка, пост-рока и других направлений. Сейчас сцена экспериментального индастриала, как и большинство индустриальной музыки, является больше локальной сценой в своих странах, очень редко выходя за пределы мест проживания музыкантов.
Back To The USSR:
- Россия: Шумы России, 4 Позиции Бруна, Демидовский Што?, Рада и Госплан Трио, Soma, Alexander Martovsky, Parfume Jill Jarry, Escaped Trees, [dying:dust], Aevum Spiritus, Dead Earthm Mushroom WavvedColar, S36NZ-Okh, MMXIV, Внутренний Свет, Параноидальная Асфиксия (+rhythmic noise)
- Украина: .at/on, Андрей Кириченко, Gultskra Artikler, Gamardah Fungus, Vziel Projet, Joan Miro, Atmostronis, Kotra, Zavoloka, Dunayevsky69
- Латвия: Gas Of Latvia, Oloolo, Kriipis Tulo, Susvrs, Neuron Communications, Pukuun Strjoms, Celmlauzis, Twrch Trwach, Jelena Glazova, Edgars Rubenis, Ilia Belorukov
- Литва: Zenklas-X, Lethe, Modus, Rumunija, Juanita is Dead, Gintas K
- Беларусь: Проволочный Человек, Souz Dahau, Rel23+
Пограничные стили:
Avantgarde Free Jazz
Индустриальные эксперименты имеют много общего с экспериментами в джазе, поэтому многие музыканты из того и из другого лагеря пользуются ими в своём творчестве. Известен факт того, что японский проект Merzbow выступал в Хабаровске в 1988 году на джазовом фестивале. Из джазовых проектов, использующих индустриальные стили, можно выделить британский проект АММ, который существовал в далёких 60-х годах ещё до официального появления индустриальной музыки. Из современных музыкантов можно назвать американский проект Combat Astronomy, который умело комбинирует джаз с шумовыми эффектами. Также Масами Акита (Masami Akita) в рамках Merzbow не раз использовал живые ударные в джазовом ритме, а его последние коллаборации с венгерским ударником Панди (Pandi) и шведским саксофонистом Густафссоном (Gustafsson) вывели данное направление на новый уровень. Израильский проект Paxit тоже экспериментировал с индустриальным джазом, выдавая очень эффектные и сумасшедшие выступления.
Back To The USSR:
- Россия: Alexander Martovsky, Parfume Jill Jarry (+experimental industrial), You Can Find Zxcvbnm, Рада и Госплан Трио (+neofolk +experimental industrial +dark folk), Плюшевый Гитлер, Kruzr Ken
- Украина: Gultskra Artikler (+experimental industrial), Gamardah Fungus (+experimental industrial +dark ambient +post-rock)
- Литва: I.V.T.K.Y.G.Y.G.
Dungeon Synth
Направление dungeon synth появилось и развивалось на стыке эмбиент-части индустриальной сцены и black metal. В ранних 90-х теперь уже известный проект Mortiis выпустил альбом, который можно считать предпосылками к созданию стиля. Тогда же было придумано и название. Проект по звучанию в основном состоит из структуры black ambient и средневековой ритуальной музыки, к которым были добавлены лёгкие экспериментальные синтетические элементы из 70-х. Вокал в основном отсутствует, а общая тематика композиции устремлена в область язычества и Средневековья. В середине 90х dungeon synth начали играть малоизвестные блэк-метал музыканты в своих сторонних проектах, начав развивать то звучание, которое мы знаем сегодня. Поляки Lord Wind, американцы Cernunnos Woods, российский проект Skythrone и немцы Depressive Silence, выпустившие свои первые релизы в 1995/1996 годах, по праву считаются одними из проектов первой волны dungeon synth. Однако сновной толчок направление получило в второй половине 90-х после выпуска альбома "Daudi Baldrs" в 1997 году норвежским проектом Burzum. На тот момент Варг Викернес (Varg Vikernes) уже был известен на black metal сцене, поэтому многие музыканты обратили внимание на этот альбом и решили попробовать себя в том же направлении.
Сразу за норвежцем на свет появились поляки Wojnar, греческий проект Corvus Neblus а также в своей музыке сольных проектов подобное звучание стали использовать норвежец Wongraven и украинский black metal проект Mistigo Varggoth Darkestra. После бума первой волны популярность и развитие стиля сошли на нет. B конце 00-х стиль получил новый толчок в развитии в связи с новыми технологическими возможностями и интернетом. Сейчас стал практически на 100% интернетовым стилем. Музыканты выпускают свои альбомы исключительно в цифровом виде своими силами или на интернет-лейблах. Современное звучание трансформировалось в более насыщенное с ярковыраженным использованием средневековыx мотивов и ритуального эмбиента, а проекты середины 90х стали называть олдскулом.
Наиболее популярным стиль является в Норвегии (хотя до популярности блэк-метала ему далеко) и в России. В России существует интернет-лейбл Dungeon Lore Foundation, который является довольно популярным в своих кругах, и выпускает не только российские и другие пост-советские проекты, но и из других стран Европы и других континентов. Стиль исторически является пограничным стилем с метал-сценой, однако музыканты, создающие музыку в этом стиле, часто сотрудничают с dark ambient проектами. Из современных проектов, играющих в данном стиле, можно упомянуть американцев Lord Lovidicus, Abandonned Places и Valscharuhn, финский проект Gvasdnahr, новозеландский проект Taur Nu Fuin и множество других.
Back To The USSR:
- Россия: Skythrone, Хладогорье, Орден Тёмных Времён, Эра Льда, Уводна, Дом Вдовы, Воронмрак, In Forest, Der Ragnarok, Eschato Logic, Elgra, Овсень, Mezenmir, Тризна
- Украина: Бранiбор, Свiтло, Moonlight Poetry
- Беларусь: Капiшча, Старасвет
Мифы и легенды:
- После "похорон" индастриала Дженезисом Пи-Орриджем (Genesis P-Orrige) многие любители старой индустриальной школы начали называть пост-индастриалом даже те проекты, которые играли индастриал той самой старой школы. При всём уважении к легенде индустриальной музыки стиль индастриал хоронить ещё рано.
- Многие спорят о том, что индастриал не стоит включать в тёмную сцену, однако показательно то, что многие музыканты индастриала участвуют в готических проектах, группы классической индустриальной музыки выступают на фестивалях рядом с готическими и пост-индустриальными грандами, лейблы сотрудничают друг с другом, поэтому индастриал и нойз являются полноценной частью тёмной сцены. Это уже есть, и это нельзя изменить.
- В последние несколько лет музыканты из grindcore-групп стали часто использовать элементы нойза. Это не является индустриальной сценой, а остаётся исключительно grindcore сценой.
- В сцене метала издавна принято считать Rammstein или Marilyn Manson чистым индастриалом, что, само собой, не является действительностью. Кто ещё в этом сомневается, прошу ознакомится со всем вышенаписанным.
- Сейчас на тёмной сцене слово industrial часто и густо употребляется не по назначению применительно к проектам, играющим dark electro или EBM. Но обсуждающие имеют в виду именно dark electro. Это не industrial, это post-industrial, поэтому надо называть вещи своими именами. Вообще слово industrial употребляется представителями разных молодёжных субкультур совершенно по-разному. Для любителей альтернативной музыки классическим индастриалом являются Marylin Manson и Nine Inch Nails, хотя играют два этих проекта альтернативный рок с вариациями. Для любителей метала эталоном индастриала является Rammstein, а, как я уже написал выше, киберы и любители hardstyle считают индастриалом dark electro и EBM. Само собой, что все эти "определения" не имеют ничего общего с реальностью.
- Многие делят dark ambient на множество стилей, часть из которых является лишь описанием впечатлений от прослушанного, но не является сложившимися стилями. Это деление связано с концепцией определённых альбомов определённых проектов. К примеру стилей noise ambient, meditative ambient, horror ambient, gothic ambient и space ambient не существует. Тоже происходит и с martial industrial.
- Также некоторые пользуются термином improve industrial (импровизационный индастриал), однако это имеет отношение к концертной подаче материала, но никак не к сложившемуся стилю музыки.
Автор: Count_Death
Другие статьи:
Пост-индустриальная агрессия (EBM, Dark Electro, Electro-Industrial, Rhythmic Noise, Electro-Metal)
Готическая романтика (Post-Punk, Gothic Rock, Gothic Electro, Darkwave, Ethereal, Gothic Metal)
Синтетическая меланхолия (Synthpop, Futurepop, Electropop, Electroclash)
Фолк-достояние (Neofolk, Medieval, Folk-Metal)